«Невосполнимый ущерб России». Почему криптовалюту нельзя запрещать

Делитесь и голосуйте:

Содержание статьи:

  1. Почему законопроекты нельзя принимать в текущем виде
  2. Что РАКИБ предлагает
  3. Предложения РАКИБ к проекту ФЗ «О цифровой валюте»
  4. Предложения РАКИБ к проекту ФЗ «О цифровых финансовых активах
  5. Комментарии юристов к предложениям РАКИБ
  6. Законопроект требует доработки

Утверждение законопроектов о цифровых активах в текущей редакции нанесет невосполнимый ущерб России, заявили в Российской Ассоциации криптоиндустрии, искусственного интеллекта и блокчейн-технологий (РАКИБ) в своем пресс-релизе. Таким образом эксперты отреагировали на предложения Госдумы о внесении поправок в законодательство, направленных на регулирование сферы криптовалют.

21 мая в Минэкономразвития было отправлено несколько законопроектов, касающихся оборота и выпуска цифровых активов. По идее авторов, за нарушения в их использовании должна предусматриваться административная и уголовная ответственность. На тот момент председатель комитета Госдумы РФ по финансовому рынку Анатолий Аксаков сообщил, что данная версия возможного закона еще не согласована.

27 мая, депутат уточнил, что законопроекты не предусматривают ответственность за приобретение криптовалюты, только за организацию ее оборота. Но даже в таком случае документ требует множества поправок, считают в РАКИБ. Представители организации подготовили ряд комментариев к возможному закону, а также пояснили, почему его нельзя принимать в текущей редакции.

В РАКИБ считают, что принятие текущей версии законопроектов повлечет за собой полный запрет построения бизнесов на основе технологии открытого блокчейна и оборота криптовалюты в стране. Это, в свою очередь, негативно отразится на политическом, экономическом, социальном и технологическом аспектах жизни и деятельности России

Политический аспект. Если данные предложения Госдумы будут приняты, Россия не сможет претендовать на мировое лидерство в области информационных технологий и участвовать в большом количестве международных проектов. Ввиду этого в БРИКС лидерство в интеграционных процессах перейдет к более передовым Белоруссии или Казахстану.

Экономический аспект. Из-за принятия поправок РФ потеряет $1,5 млрд. от оборота цифровых русскоязычных проектов, а соответственно и потенциальных налоговых поступлений с этих сумм. В то же время предприниматели, работающие с цифровыми деньгами, будут вынуждены искать применение своим силам и инвестициям в других юрисдикциях лояльных к этой сфере бизнеса.

Социальный аспект. Принятие поправок может негативно скажется на имидже России, как высокотехнологичной и прогрессивной державы, в глазах стран, активно развивающих блокчейн-технологии и криптовалютный бизнес. Это в свою очередь может подтолкнуть молодое поколение к активному поиску рабочих мест в других странах.

Технологический аспект. Новый закон, запретив криптовалюту и публичный блокчейн, способен положить конец использованию всей технологии. А именно она стала базисом нового экономического уклада — цифровой экономики.

«В связи с вышесказанным, РАКИБ выражает глубокую обеспокоенность ближайшими перспективами развития России и призывает все государственные структуры, так или иначе причастные к разработке и принятию названых поправок, сделать все от них зависящее, чтобы не повторять ошибок прошлых лет. К сожалению, наша страна уже проходила в своей истории такие периоды, связанные с запретом целых индустрий, таких как генетика, кибернетика и другие, последствия которых мы ощущаем до сих пор. Сейчас мы находимся в точно такой же ситуации», — уверены в Ассоциации.

Для предотвращения прогнозируемых негативных последний РАКИБ направила в Правительство РФ и Государственную Думу свои предложения о внесении в законопроекты изменений (документ находится в распоряжении «РБК-Крипто»). Они обеспечат необходимое регулирование, позволяющее активно развивать бизнес, участвовать в мировом разделении труда, платить законные налоги и создавать новые рабочие места, считают в Ассоциации. Ее представители уверены, что оборот криптовалюты и сам актив на территории России нужно не запрещать, а легализовать.

РАКИБ предлагает упростить законопроект «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». В каждой из статей с 14.56.1 по 14.56.4 затрагивается организация незаконного оборота цифровых финансовых активов, цифровых прав, цифровых валют, а также незаконный прием цифровых прав или цифровой валюты в качестве встречного предоставления. В Ассоциации уверены, что достаточно будет ограничить административную ответственность нормами за организацию незаконного оборота цифровых прав, цифровой валюты и нарушение правил совершения сделок с цифровыми правами, предусмотрев такую ответственность в статье 14.56.1.

«Вносимый пакет законопроектов направлен на регулирование цифровых финансовых активов и цифровой валюты. Данная статья (прим. редакции — речь идет о статье 14.56.2 и последующих) — попытка ввести очень широкую норму, затрагивающую все обязательственные права. Данную норму полагаем избыточной», — пояснили в РАКИБ.

Эксперты также предложили уточнение в Проект ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации». В п. 2 ст. 187.1 рекомендуется исключить формулировку «Осуществление деятельности по оказанию услуг, направленных на обеспечение выпуска и (или) обращения обязательственных и иных прав, содержание и условия осуществления которых определяются в соответствии с правилами информационной системы, не отвечающей установленным законом признакам». Вместо нее ввести — «Выпуск и организация обращения цифровых прав и (или) цифровой валюты». В РАКИБ пояснили, что этот пункт в текущем виде позволяет привлечь к ответственности слишком широкий субъектный состав и является коррупциогенным.

В п. 2 ст. 1 законопроекта «О цифровой валюте» поясняется, что попадает под определение цифровой валюты. Здесь следует указать, что она может служить средством платежа и инвестиций, но не является законным средством платежа, уточнили в РАКИБ. В следующей статье, в первом пункте экспорты предложили указать, что в Российской Федерации допускается организация и (или) осуществление выпуска, а также организация обращения цифровой валюты. Эта поправка необходима для легализации цифровой валюты, пояснили эксперты.

Они также предложили убрать из законопроекта п. 2 ст. 2. Он предусматривает, что физические лица, ИП и юрлица не вправе совершать операции с цифровой валютой за исключением случаев наследства, банкротства, исполнительных процедур. Вместо этого пункта в РАКИБ считают нужным указать в документе возможность совершения сделок с цифровой валютой через операторов обмена ЦФА.

Также в целях легализации цифровой валюты в РАКИБ предложили исключить из законопроекта п. 5 ст. 2. Согласно ему, в РФ запрещается распространение информации об организации и (или) осуществлении выпуска, а также организации обращения цифровой валюты.

Законопроект предусматривает возможность декларирования цифровых валют. Как пояснил Аксаков, это позволит держателям активов претендовать на судебную защиту. В п. 6 ст. 3 указывается, что сведения, содержащиеся в декларациях, могут быть предоставлены федеральными органами, в том числе должностным лицам органов, уполномоченных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, при выполнении ими функций по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений. В РАКИБ предложили добавить в этот пункт то, что передача сведений может осуществятся только на основании судебного решения.

Законопроект, статья 6, также предусматривает внесение изменений в Федеральный закон № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». В пункт 1 части 5 статьи 15, касающейся ограничения доступа к информации в сети «Интернет», обрабатываемой с нарушением законодательства, в Госдуме предложили добавить подпункт «информации, нарушающей требования законодательства, регулирующего отношения, возникающие при обороте цифровой валюты в Российской Федерации». В РАКИБ считают, что это помешает легализации криптовалюты в РФ.

«В связи с предложением о легализации цифровой валюты, в данном случае не должны применяться нормы, аналогичные тем, что предусмотрены для информации, запрещенной к распространению», — отметили в Ассоциации.

Разработанный Госдумой законопроект РАКИБ предложили дополнить рядом пунктов, что необходимо для устранения правовой неопределенности. Например, в статью 10 добавить, что физлица, в том числе юрлица и ИП, вправе приобретать цифровые финансовые активы и цифровую валюту, введенные в оборот в соответствии с иностранным правом. Также — вправе осуществлять сделки по распоряжению этими активами в соответствии с правом юрисдикции, в которой осуществлен выпуск цифровых финансовых активов или цифровой валюты.

В п.1 ст. 8 РАКИБ рекомендовало указать возможность совершения сделок купли-продажи цифровой валюты через оператора обмена ЦФА. Помимо этого Ассоциация предложила освободить сделки с цифровыми правами и цифровой валютой от НДС. Для этого необходимо внести изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ.

РАКИБ в рамках поправок, прежде всего, выступает за легализацию цифровой валюты, в частности, предлагает возможность ее законного выпуска и оборота, а также отмену ответственности за эти действия, пояснила Антонина Левашенко, руководитель Российского центра компетенций и анализа стандартов ОЭСР РАНХиГС при Президенте РФ и преподаватель Moscow Digital School. По ее словам, это правильное предложение. Запрет может стимулировать развитие серых рынков, полное отсутствие законного использования криптовалюты в России, а также отказ компаний от работы на территории страны.

Кроме того, РАКИБ предлагает предоставить возможность использовать иностранные ЦФА и цифровые валюты. Это также логично, отметила Левашенко. Она уверена, что пакет законопроектов не устанавливает регулирование иностранных бирж, кошельков и самих активов. Это расходится с международной практикой. В ряде стран, например, в Японии, Швейцарии, Франции, США разрешается работа иностранных криптобирж, обменников при условии их регистрации или получения разрешения, соблюдения национального законодательства.

«К комментарию РАКИБ также хотелось бы добавить необходимость развития регулирования ЦФА в рамках регулирования ПОД/ФТ. В частности, закрепить понятие криптобиржи, криптокошелька. Это позволит распространить на поставщиков услуг цифровых активов распространить правила ПОД / ФТ (идентификация клиентов, отчетность о подозрительных транзакциях и др.), требования к лицензированию или регистрации и подвергаться мониторингу для обеспечения соответствия требованиям ПОД/ФТ», — подчеркнула эксперт.

Она отметила, что сегодня страны, например, США, Швейцария и участники ЕС, не устанавливают прямые запреты на выпуск и оборот цифровой валюты. Эту же мысль подчеркнул Роман Янковский, советник практики IP / IT компании Tomashevskaya & Partners, член Комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики Московского отделения Ассоциации юристов России.

«Общие замечания в целом поддерживаю. Типично запретительный подход российского законодателя в этой ситуации надо менять, тем более, что предложенные тексты (кроме законопроекта «О цифровых финансовых активах») ни с кем из сообщества не согласовывались. Предложения РАКИБ правильные и конструктивные», — добавил Янковский.

В РАКИБ пришли к выводу, что данная версия законопроекта предусматривает единственное возможное по закону правомочие для собственника криптовалюты — это владение. Формулировки документа «размытые», что допускает возможность расширительного толкования и, как следствие, открывает возможность для привлечения к ответственности крайне широкого круга лиц.

Представители ассоциации подчеркнули, что запрет на выпуск и оборот цифровой валюты в текущей ситуации «контрпродуктивен». Это не позволит в достаточной мере обеспечить развитие цифровой? экономики и приведет к невозможности полноценной реализации заложенного в ГК инструмента смарт-контракта. Члены Ассоциации предупредили о глубоких негативных последствиях для страны в случае утверждения законопроектов в текущем виде.

Опрошенные эксперты согласились с предложениями РАКИБ и отметили, что другие страны, например, США и участники ЕС, не пошли по запретительному пути. Если же соответствующие нормы будут применены в РФ, это, скорее всего, приведет к формированию серого рынка и помешает развитию цифровой индустрии страны.

Автор: Дмитрий Фомин

Варианты изображения для новости

Государство и общество

Ждем новостей

Нет новых страниц

Следующая новость