Кристин Лагард: ЕЦБ продолжит изучать возможности CBDC

Делитесь и голосуйте:

– Что на ваш взгляд готовит нам 2020 год? Какова самая большая угроза для мировой экономики?

– Мы ожидаем, что в 2020 году темпы экономического роста в еврозоне составят около 1,1%, что несколько ниже, чем в 2019 году. Как для европейских стран, так и для всего мира самой большой угрозой является спад объемов торговли, вызванный некоторыми факторами неопределенности. В первую очередь, это влияет на развитие производственного сектора и сдерживает приток инвестиций. Наряду с геополитическими рисками и проблемами, связанными с изменением климата, в число неопределенностей входят продолжающиеся торговые войны и выход Великобритании из Евросоюза.

– Будет ли Brexit иметь негативные последствия для Европы?

– После недавних досрочных парламентских выборов в Соединенном Королевстве и одобрения соглашения Палатой общин было решено, что Великобритания должна покинуть Евросоюз до 31 января 2020 года. Очередная отсрочка является хорошей новостью для инвесторов, хотя и добавляет неопределенности. Тем не менее, самой большой проблемой будет вопрос ратификации соглашения о выходе и заключения договора о свободной торговле между Лондоном и ЕС в течение 11-месячного переходного периода.

Экономические и финансовые последствия Brexit будут зависеть от деталей этого соглашения, если оно действительно будет достигнуто в течение короткого периода времени. Бесспорно то, что в результате Brexit ЕС потеряет богатое государство с мощными военными ресурсами. В конечном итоге Евросоюз восстановит свои силы, однако должен будет приложить дополнительные усилия, чтобы быстро компенсировать уход Великобритании.

– Вы переехали из Вашингтона во Франкфурт. Чем отличается экономическое развитие США и еврозоны, где Германия теряет свою силу в качестве «двигателя роста»?

– Разница в большей степени обусловлена выбором экономической политики. В США наблюдается значительный бюджетный стимул, а в Европе – нет. Соединенные Штаты менее ограничены в финансовом отношении и пользуются привилегией международного доминирования доллара. Также США смогли восстановить свой финансовый сектор практически сразу после кризиса. Тем не менее, ЕС по-прежнему является самой мощной экономической и торговой зоной в мире с огромным потенциалом. Мы смогли полностью оправиться от кризиса 2008 года и создать новые рабочие места после двух спадов благодаря мерам, принятым ЕЦБ. По нашим последним прогнозам, согласованные фискальные стимулы на уровне еврозоны помогут ускорить экономический рост до уровня 1,1% в 2020 году и 1,4% в 2021 году. Однако эти показатели все еще ниже нашего потенциала.

– Что вы имеете в виду, когда говорите о «новом политическом миксе» для Европы?

– Для достижения цели, такой как ускорение экономического роста, имеет смысл использовать все имеющиеся в нашем распоряжении инструменты. Кроме того, сочетание разных форм политики позволит снизить инфляцию до уровня, близкого к 2%. Новая структура должна включать три элемента: денежно-кредитную политику для поддержания стабильности цен, фискальную политику, которая должна использоваться по возможности для поддержки денежно-кредитной политики в странах-членах ЕС, и структурные реформы для увеличения потенциала роста наших экономик. Также расширение сотрудничества между компетентными органами без ущерба для их функциональной независимости позволило бы оптимизировать мультипликативный эффект решений.

– Политика ЕЦБ толкает страны ЕС в долговую яму. Государственный долг Франции в настоящее время превышает 100% ВВП. Должны ли мы беспокоиться?

– Хотя общий показатель государственного долга в еврозоне уменьшается, во Франции он увеличивается. Это вызывает беспокойство, поскольку ограничивает возможности для фискального маневра в случае экономического спада. Франция должна срочно предпринять шаги по сокращению своего дефицита и долга с одновременным проведением благоприятной для роста фискальной политики. Другим странам удалось решить эту сложную задачу. Я уверена, что французское правительство также сможет справиться с проблемой, особенно посредством структурных реформ.

– В качестве управляющего директора МВФ вы часто критиковали Германию за излишки. Насколько изменилось ваше отношение?

– В первую очередь это относится к профициту счета текущих операций и касается не только Германии. Такое высокое превышение доходов по отношению к ВВП приводит к дисбалансам, особенно когда речь идет о единой валюте.

– Учитывая серьезную проблему популизма, как можно приблизить ЕЦБ к гражданам?

– Это один из моих приоритетов. Для повышения доверия к ЕЦБ необходим постоянный диалог, разъяснение политики и решений. Нам нужно взаимодействовать с нашими согражданами и не боятся дискуссий. Мы должны объяснять людям, в том числе с помощью СМИ, чем занимается центробанк и что он полон решимости эффективно выполнять свою работу. Следует помнить, что три четверти граждан еврозоны поддерживают евро.

– Ваша задача – обеспечить стабильность цен. Это главная проблема сегодня?

– Стабилизация цен было бы главным достижением ЕЦБ. К сожалению, с момента введения евро годовая инфляция в еврозоне в среднем составляла около 1,7%. Тем не менее, в настоящее время нам удалось добиться снижения инфляции до 1%, и прогнозы очень оптимистичные. В среднесрочной перспективе мы хотели бы достичь показателей не выше 2%.

– Президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен недавно представила свой «Европейский зеленый курс». Как новая стратегия развития будет взаимодействовать с политикой ЕЦБ? Собираетесь ли вы превратить центробанк в «зеленый»?

– Я высоко оцениваю решимость моей подруги Урсулы и ее приверженность принципам защиты окружающей среды. Мы в рамках своих полномочий делаем все для сохранения природных ресурсов. Особыми заслугами в этой области отличается Европейский инвестиционный банк. Мы и дальше будем играть свою роль в рамках нашего мандата по поддержанию стабильности цен и банковского надзора. Какое влияние оказывают климатические риски на наши прогнозы роста и инфляции? Какие сигналы мы посылаем через покупку облигаций, и какие активы находятся в руках банков, которые мы контролируем? Ставки достаточно высоки, чтобы вызвать живой интерес к этим вопросам при выполнении нашей основной миссии. Что касается денежно-кредитной политики, пересмотр нашей стратегии будет идеальным временем для принятия соответствующих решений.

– Введение низких или даже отрицательных процентных ставок должно быть причиной для беспокойства вкладчиков о своих сбережениях?

– Принятые меры направлены на поддержание стабильности цен. В среднесрочной и долгосрочной перспективе это обеспечит наилучшую возможную экономическую среду и сохранение покупательной способности для всех, будь то вкладчики или заемщики. Процентные ставки – это всего лишь инструмент. В Европе были времена, когда люди вкладывали средства в фонды денежного рынка, которые приносили высокую прибыль, как в начале 1990-х годов. Но денежно-кредитная политика того периода была непредсказуемой, что привело к большим проблемам заемщиков и глубокому экономическому кризису. В условиях экономического спада люди, как правило, забирают свои сбережения из банков. Отрицательные процентные ставки направлены на то, чтобы удержать экономику на сбалансированной траектории роста и избежать рецессии.

– Немного шокирует тот факт, что банки могут взимать плату за хранение депозитов. Вы так не думаете?

– Более шокировало бы, если бы банки не в полной мере воспользовались выигрышными историческими условиями для обеспечения большего финансирования реальной экономики. Но отрицательные процентные ставки доказали свою эффективность, и был достигнут прогресс. Весной 2014 года, незадолго до того, как ставка по депозитным вкладам была снижена, кредитование реальной экономики стремительно уменьшалось со всеми вытекающими последствиями, такими как риски экономического спада и дефляции. Сегодня объемы финансирования растут примерно на 3,5% в год.

По сути, не только страны, но и отдельные компании и домохозяйства живут за счет кредитов. Являемся ли мы свидетелями создания пузырей? Работа Европейского совета по системным рискам, который я возглавляю, и ЕЦБ в целом требует большой осторожности и осуществления целенаправленных макропруденциальных мер на национальном уровне, которые иногда необходимы.

– Может ли евро воспользоваться нынешними потрясениями, чтобы завоевать позиции на мировой арене?

– Я согласна с мнением Еврокомиссии о том, что евро действительно имеет все возможности для дальнейшего развития и повышения своей международной роли, учитывая экономическую и финансовую важностью еврозоны. Но это зависит от множества факторов. Мы со своей стороны, конечно, будем способствовать укреплению позиций евро на международном рынке, делая еврозону более надежной, пополняя банковский союз, объединяя рынки капитала, а также продолжая внедрять инновации в платежной сфере.

– Является ли создание цифровой валюты законной задачей ЕЦБ?

– Сейчас происходит стремительное развитие цифровых технологий, направленных на удовлетворение растущего спроса на более быстрые и дешевые платежи, особенно трансграничные. Евросоюз и ЕЦБ, в частности, хотят играть активную роль в этом процессе, а не наблюдать со стороны за изменяющимся миром.  

В 2018 году была запущена система Target Instant Payment Settlement (TIPS), контролируемая ЕЦБ. Это инфраструктурный механизм для обеспечения мгновенных денежных переводов в евро, который позволяет банкам за считанные секунды обрабатывать платежи в круглосуточном режиме 365 дней в году по всей территории Европы. TIPS отвечает потребностям молодого поколения, которое предпочитает использовать смартфон для выполнения финансовых операций и иметь доступ к услугам в любое время суток. Кроме того, система позволяет европейским компаниям оптимизировать платежные процессы и управление цепочками поставок.

В дальнейшем ЕЦБ продолжит изучение возможности выпуска цифровой валюты Центробанка (CBDC), оценивая потенциальные риски, затраты и выгоды. В случае сокращения использования наличных CBDC обеспечит широкой общественности доступ к деньгам центрального банка. Однако инициативы ЕЦБ не должны обескураживать, препятствовать или блокировать решения частного рынка для реализации быстрых и эффективных розничных платежей в еврозоне.

Мы уделяем особое внимание изучению преимуществ, недостатков и потенциала CBDC, поскольку запуск цифровой валюты может иметь серьезные последствия для финансовой системы и денежно-кредитной политики. В конце 2019 года мы создали экспертную целевую группу в ЕЦБ, которая будет тесно сотрудничать с национальными центробанками для изучения различных вариантов CBDC для еврозоны, включая все возможные практические аспекты и потенциальные риски.

Государство и общество

Ждем новостей

Нет новых страниц

Следующая новость