Какую роль может сыграть биткоин в политике США в условиях экономического кризиса?

Делитесь и голосуйте:

Содержание статьи:

  1. Американцы обеднели
  2. Коронавирус и нефть
  3. Эффект «лечения» кризиса 2008-2009 годов
  4. Политический фактор
  5. Игра против Трампа
  6. Биткоин — ответ на глобальный финансовый кризис?

Экономист Питер Шифф полагает, что на этот раз властям США не удастся избежать гиперинфляции по продуктам питания в американской экономике. Одна проблема порождает комплекс проблем, но будет ли «свет в конце туннеля» и станет ли таким «светом» биткоин?

На 23 марта капитализация рынка ценных бумаг США рухнула на треть, а это означает, что около 11 трлн долларов не досчитаются американские граждане в своих сбережениях. Учитывая то, что в ситуации, когда американские банки предлагают по депозитам в среднем 0,1% годовых при индексе потребительских цен (CPI) на уровне в 2,5%, то резиденты США предпочитают не терять денежные средства, а размещать их в ценные бумаги.

При президенте США Дональде Трампе их сбережения прирастали на двухзначные проценты в год, обновляя исторические максимумы — такое происходило и в феврале этого года. Однако в марте произошло стечение обстоятельств, в результате которого «мир уже не может быть прежним» — устойчивое выражение, которое все же на этот раз имеет все шансы претвориться в реальность.

И это имеет важный материальный аспект, учитывая, как заявил один из главных учредителей Morgan Creek Capital Джейсон Уилльямс: 

«У 40% американцев объем сбережений составляет менее 400 долларов. Оставим в стороне вопрос оплаты услуг ЖКХ и аренды, но если ситуация с Covid19 продлится заметно долго, то значительное число американских граждан не смогут себе позволить купить продукты питания или лекарства. Стоит об этом задуматься».

Обвал индексов фондового рынка — а именно это волнует практически каждого американца — стал следствием двух основных факторов — по крайней мере, именно их упоминает Марк Ласри, глава Avenue Capital Group и совладелец баскетбольной команды Milwaukee Bucks Национальной баскетбольной ассоциации.

  • Первое — влияние на экономику ограничительных мер в связи со стремлением человечества приостановить темп распространения коронавируса.
  • Второе — это падение цен на нефть, что было спровоцировано отсутствием договоренностей между странами ОПЕК и Россией о пролонгации до 1 апреля «заморозки» добычи нефти.

Кстати, отсутствие таких договоренностей не является с точки зрения рынка негативным: ведь если спрос на нефть падает, например, из-за первой причины, то ничего не поделаешь, как стоит приспосабливаться к существующей ситуации.

Дешевле воды

Ведь действительно, цена барреля нефти (158,987, почти 159 литров) в начале недели, стартовавшей 23 марта, по сорту WTI (североамериканский техасский эталон) оказалась на уровне 19,84 доллара. Что это значит? Если курс доллара на бирже в Лондоне составляет 79,84 рубля, то бочка такой американской нефти стоит 1584 рубля. Или 9 рублей 96 копеек за литр нефти. В мире находится сразу огромное число других товаров, которые можно продать подороже. Можете зайти в любой продовольственный магазин в России и посмотреть, например, на полки с питьевой водой — в половине случаев она будет стоить дороже литра нефти WTI, а это означает, что и США, и России можно подумать о продаже такого продукта на экспорт.

Неудивительно, что акции нефтяных корпораций США полетели вниз, а вот дальше наступил интересный момент: за ними устремились вниз и котировки большинства ценных бумаг других корпораций США. Да не только США, и не только государств стран ОПЕК: в глубоком минусе находятся показатели бирж Лондона, Франкфурта, Парижа, Токио, Шанхая и многих других.

Технологии вытесняют нефть

Однако не только из-за удешевления нефти пошли таким образом вниз индексы. Технологические достижения приводят к тому, что альтернативная энергетика, то есть генерация за счет энергии Солнца, движения воды, ветра, все больше набирает силу, тем более в ситуации с другим вызовом, с которым сталкивается человечество: потепление климата. Таяние ледников, подтопление прибрежных городов в связи с этим — это не единственная беда. Ураганы, штормы, загрязнение воздуха, а вследствие последнего — ухудшение иммунитета человека — все это является немаловажным последствием этого вызова.

Однако и это не единственная причина обвала индексов по всему миру. Если говорить про США и ЕС, то здесь ключевую роль играла перегретость финансовых рынков как следствие масштабной эмиссии долларов и евро для того, чтобы запустить экономику после мирового финансового кризиса 2008-2009 годов.

Ровно таким же образом власти США и ЕС поступают и на этот раз, однако экономист Питер Шифф уверен: если в прошлый раз им удалось избежать гиперинфляции, то теперь, говоря о своих родных США, он предрекает безумный рост цен на продукты питания, одежду и обувь. При этом он убежден, что никакого существенного роста ценных бумаг на американском фондовом рынке не случится.

Но и это не все. Трудно не заметить, что поведение трейдеров в Нью-Йорке, Лондоне и других ключевых мировых финансовых центрах выглядит странным. В большей степени торговля акциями носит алгоритмический характер, то есть после заметного снижения обязательно должны были наступить попытки начать buy a dip, то есть скупки подешевевших активов. Но даже несмотря на вливание по сделкам РЕПО ФРС США по одному трлн долларов ежедневно американским банкам, играющим на рынке, рынок после робких попыток роста, все равно находится в штопоре.

Более того менеджмент целого ряда американских корпораций принял решение не выкупать акции своих организаций на их балансы, хотя с удовольствием делал это за счет средств корпораций, когда такие бумаги стоили вблизи исторического максимума.

Вот это обстоятельство заставляет говорить о том, что есть несомненно те, кто заинтересован в США в поддержании фондового рынка в обвальном состоянии. Учитывая то, что американские избиратели, чьи карманы опустошил данный обвал, наверняка не проголосуют за нынешнего президента Трампа на предстоящих в ноябре этого года выборах в США. Происходящее на руку тем, кто стоит за Демократической партией, от которой главный вызов Трампу должен бросить либо Берни Сандерс, либо Джо Байден.

Скорее всего, это будет Байден, чья команда использует криптовалюты, в частности, биткоин, чтобы в обход американского избирательного законодательства получить финансовое преимущество в предвыборной кампании. В США политика, как ни крути, это, в значительной мере, битва капиталов: кто больше потратит на кампанию, у того и больше шансы на победу в президентской гонке.

Нежелание скупать по законам рынка подешевевшие акции — это очевидная фронда ряда крупных финансовых структур в США, которые хотят продлить ситуацию с обвалом до ноября. Они играют тем самым против Трампа, причем в большинстве своем осознанно.

Именно этот фактор — политический — становится одним из наиболее важных для понимания того, как освещается все происходящее в США в настоящее время американскими СМИ, большинство которых работает откровенно против Трампа. Именно поэтому ситуация с коронавирусом в США в местных мейнстрим СМИ подается как огромного рода катастрофа управленческой машины под руководством Трампа, а обвал индексов — как знак недоверия инвесторов к политике правительства нынешнего главы США.

При том, что ситуация с коронавирусом в США, да и в целом в мире, носит весьма тревожный характер (в Германии, например, министр финансов дает прогноз об обвале ВВП ключевой экономики ЕС как минимум на 5% в этом году), однако акценты в мейнстрим США смещены на то, что Трамп якобы неэффективный руководитель государства.

Трамп и майнинг биткоина

Что же будет делать Трамп? Цейтнот, а также то, что фондовый рынок не выводится на траекторию роста, даже хотя приближенные структуры к Трампу стали скупать в огромных количествах нефть на рынке. У Трампа, безусловно, есть криптовалютный козырь, и целый ряд событий указывает на то, что у него есть определенная стратегия по этому направлению.

В Техасе, «нефтяной столице» США, которая больше всех должна будет думать, чем еще экономически заняться, если не нефтью, еще до обвала стартовал масштабный проект по добыче биткоинов. Любопытно, что компания Layer1 Technologies не просто заявила, что готова добывать в обозримой перспективе практически каждый третий биткоин, так еще любопытна тем, что в ее развитие вложил средства никто иной как миллиардер Питер Тиль, который известен тем, что работал советником Дональда Трампа по технологиям.

Не менее масштабной, хотя формально не связанной с Трампом, выглядит экспансия организации BitGo, через которую проходит транзакция с каждым пятым биткоином в мире, в Европе.

BitGo запустила большие мощности по хранению криптовалют, причем в таких знаковых для финансового мира странах Европы, как Швейцария и Германия.

Наконец, на фоне невиданного с Великой Депрессии пессимизма инвесторов США мистическим выглядит получение весомых 300 млн долларов платформой Bakkt, которая управляется той же компанией (ICE), что и NYSE, самой крупной по оборотам фондовой биржей в мире. При этом первый руководитель Bakkt, Келли Лефлер, получила недавно статус сенатора, и, уйдя на работу в Конгресс США, активно включилась в поддержку предвыборной кампании Трампа.

На всем этом фоне совершенно невероятный отскок биткоина, с уровня в 3,100 долларов, минимума марта, до 6,200 долларов, то есть подъем на 100%, в то время как глобальный фондовый рынок лежит в руинах, вызывает вопросы — что же происходит?

Трамп меняет отношение к криптовалютам

Владислав Гинько, экономист, преподаватель РАНХиГС при Президенте РФ, полагает, что Дональд Трамп стал руководствоваться в отношении криптовалют поговоркой «если что-то нельзя победить, то это надо возглавить».

По оценке эксперта, действия Трампа по беспрецедентной эмиссии долларов США наносят сознательный и непоправимый вред репутации американской валюты, а это значит, что американский президент может активировать свою заготовку по переходу США на новые, цифровые деньги. Действительно, Трамп, выступая еще 21 января, на форуме в Давосе, упоминал цифровые технологии и загадочно намекал на то, что в ближайшее время от президента США стоит ожидать «сюрпризов».

12 февраля стало известно, что ФРС США «не покладая рук» работает над созданием цифрового доллара (CBDC). Но какова она будет? Ведь Трамп стремится избежать сценария гиперинфляции для американских потребителей, которая неизбежна, как об этом говорит Шифф. Однако запуск CBDC вызовет также гиперинфляцию, на что указывает исследование BitMEX Research.

Так что, Трамп переведет финансовую систему на биткоин? Что ж, это смелое предположение не может считаться идей с нулевой вероятностью. Помимо указанных выше моментов, можно также отметить, что в штате Иллинойс — как раз там, где концентрируется торговля фьючерсами на биткоины в США, помимо нью-йоркской Bakkt — начал рассматриваться законопроект, который позволит властям «подбирать» те биткоины, которые будут считаться «бесхозными».

Учитывая то, что под это определение попадут не только те биткоины, владельцы которых потеряли к ним доступ из-за утраты пароля, но также и криптовалюты тех, кто долго не совершает с ними каких-либо сделок, представленный законопроект ориентирован на то, чтобы де-факто дать властям США возможность получить под свой контроль более половины всех имеющихся биткоинов.

Как это осуществить на практике — это отдельный вопрос, однако учитывая то, что даже местонахождение самого крупного держателя биткоина и одновременно его основателя, Сатоши Накамото, формально неизвестно, то сюрпризы от Трампа можно ожидать. Можно лишь отметить то, что «Накамото» означает на японском «центральный, сentral», а «Сатоши» переводится как «умный, intelligent».

Миллиардер Тим Дрейпер уверен, что мировую экономическую и финансовую системы из штопора может вывести лишь биткоин. Биткоин, действительно, в глазах Трампа как человека с предпринимательской жилкой не может не выглядеть привлекательно. Он дорожает в тот момент, когда падает даже золото, самый любимый инвесторами хедж-актив!

И можно посмотреть на ситуации взлета цены биткоина так, что доллар США по отношению к криптовалютам на наших глазах резко девальвировался. Ровно также можно обратить внимание на то, что на биткоины можно купить сейчас в четыре раза больше нефти, чем в начале марта.

Государство и общество

Ждем новостей

Нет новых страниц

Следующая новость