Какие страны планируют запуск национальных цифровых валют

Делитесь и голосуйте:

Содержание статьи:

  1. Что такое национальные цифровые валюты
  2. Не путать с криптовалютами
  3. Кто готовится к переходу на CBDC
  4. Как могут внедряться в экономику CBDC

С ростом спроса на криптовалюты и падением интереса к наличным деньгам многие страны начали рассматривать возможность выпуска собственных цифровых валют. Они отличаются от обычных криптоактивов тем, что созданы непосредственно центробанками и признаны как законное платежное средство.

Пока что о массовом переходе на CBDC речь не идет, но многие страны решительно настроены внедрить их в свои экономики. Ведь национальные цифровые валюты позволят проводить платежи и расчеты намного быстрее, а главное – без комиссий. В этой схеме взаимодействия полностью исключаются посредники, которые зарабатывают на комиссионных сборах.

С приходом CBDC жители стран с плохо развитой финансовой системой получат возможность проводить оплату и переводить средства, даже не имея банковских счетов, что особенно актуально для государств третьего мира. А вот в развитых странах цифровые валюты центробанков могут стать альтернативным платежным средством и тем самым повысят конкуренцию на рынке платежей.

Несмотря на то, что между коммерческими криптовалютами и CBDC есть масса сходств, не стоит их отождествлять. Прежде всего, цифровые валюты центробанков не будут работать на коммерческих блокчейнах. Процедуры KYC и AML будут стоять на первом месте, потому не стоит рассчитывать на какую-либо анонимность. Также национальные цифровые активы должны быть чем-то обеспечены, чаще всего, фиатом или золотом. Это значит, что CBDC не будут так сильно подвержены волатильности, как обычные токены.

Изначально криптовалюты создавались как полностью автономное и не зависящее от государств платежное средство. Именно поэтому говорят, что биткоин – это деньги народа, а фиат – деньги страны. В случае с национальными цифровыми валютами будет точно так же, как и с фатом. Их будет эмитировать государство, ему же они и будут принадлежать.

На прошлой неделе на Всемирном экономическом форуме в Давосе было представлено руководство для центральных банков по управлению национальными цифровыми валютами. Эта инициатива оказалась вызвала немалый интерес, поскольку многие государства стремятся в ближайшем будущем создать собственные версии CBDC.

Ближе всего к выпуску цифровой национальной валюты сейчас Китай. В конце прошлого года стало известно, что цифровой юань уже даже готов к пилотным испытаниям.

Япония тоже решила не отставать от трендов. Члены правящей либерально-демократической партии страны начали работу над предложением по выпуску цифровой иены. Примечательно, что к процессу разработки CBDC может быть привлечен частный сектор.

Крупнейшая экономика мира – Соединенные Штаты Америки – всегда с опаской относилась к «оцифровке» доллара, поскольку полагала, что это может подорвать его статус валюты-убежища. Однако в этом месяце бывший председатель Комиссии по торговле товарными фьючерсами (CFTC) Кристофер Джанкарло сообщил о создании исследовательского центра Digital Dollar Fundation. По его словам, это некоммерческая организация, занимающаяся изучением возможностей и перспектив цифрового доллара США. Проект получил поддержку от международной консалтинговой компании Accenture, с которой планировал сотрудничать центральный банк Швеции при создании цифровой шведской кроны.

Среди других стран, оценивающих перспективы создания CBDC, можно отметить Палестину, которая хочет заменить национальной цифровой валютой израильский шекель.

Еще одной страной, планирующей «оцифровать» национальную валюту, является Турция. Она в целом очень активно интересуется криптовалютами и блокчейном и даже планирует стать новым криптохабом.

Возможность выпуска национальных цифровых валют рассматривают также правительства и центральные банки таких государств как Индия, Канада, Россия, Эстония, Иран, Швеция, Маршалловы острова, Сингапур и Египет. Что касается Украины, то Национальный банк еще в 2017 году анонсировал запуск криптогривны на блокчейне, но инициатива до сих пор не реализована.

«Вообще, традиция перед принятием решения на законодательном уровне проводить консультации со стейкхолдерами, готовить политику (в значении policy) в Украине как-то не прижилась», – говорит управляющий партнер в BlockchainLab и основатель Blockchain Art Hackathon Станислав Подъячев.

Эксперт рассказывает, что уже имел опыт в модерации разработки policy.

«Пару лет назад я имел честь модерировать разработку policy paper относительно криптовалют в Украине. Но то, что делает сегодняшняя власть, к сожалению, отличается от того, что было предложено сообществом пользователей виртуальных валют. Но, слава богу, НБУ пока что снял с повестки дня создание химерной криптогривны», – поясняет эксперт.

Планы по созданию национальных валют уже достаточно долго вынашивают многие государства, но на данный момент ни одно из них не смогло их до конца реализовать. Станислав Подъячев выделяет два базовых вопроса, актуальных для любого общества, чьи чиновники рассматривают выпуск собственного стейблкоина.

«Первый – готовы ли мы отдать полный контроль над нашими деньгами чиновникам», – говорит эксперт.

Он объясняет, что единая государственная учетная система с биометрической идентификацией могла бы быть очень удобной, так как позволяла бы без карт, банков и прочих финансовых посредников проводить оплату покупок и услуг, имела бы автоматическую оплату налогов и нулевую стоимость транзакций. Однако тут есть и другая «сторона медали».

«А теперь представьте, что вы оппозиционер и хороший парень с добрыми намерениями и горячим сердцем. И страна решила во имя всеобщего блага заблокировать вам доступ к вашим деньгам. Похоже на антиутопию, не правда ли? А ведь этот сюжет может стать реальностью», – объясняет специалист.

Второй вопрос, который нужно себе задать перед выпуском национальной цифровой валюты, касается того, что делать с классическими финансовыми учреждениями.

«Куда девать армию банкиров, которые сидят на транзакционном бизнесе годами? И что регулировать Нацбанку? Сколько людей, кроме IT-отдела, должно работать в таком Нацбанке?”, – говорит эксперт.

Станислав Подъячев считает, что возможно несколько сценариев внедрения национальных цифровых валют. Они могут быть как самыми мягкими, когда появляются еще одни электронные деньги наряду с криптовалютами и наличными, так и жесткими – с уголовной ответственностью за использование в расчетах чего-либо, кроме эмитированных государством цифровых денег.

«Несомненно, в разных странах будут и разные подходы, в зависимости от культурных особенностей народа и потребностей властей. Вопрос лишь в том, какой вариант позволит чиновникам выбрать общество», – подытожил Станислав Подъячев.

Национальные цифровые валюты, несомненно, могут стать удобной альтернативой фиату. Однако стоит учитывать, что государства и центральные банки должны ответственно подойти к разработке и интеграции CBDC. Только в таком случае граждане получат более высокий уровень финансового обслуживания, а не очередной рычаг контроля со стороны государства.

Варианты изображения для новости

Государство и общество

Ждем новостей

Нет новых страниц

Следующая новость