Как Госфинмониторинг будет контролировать криптотрейдеров

Делитесь и голосуйте:

Госфинмониторинг берет курс на криптовалюты 

Новый украинский закон, который еще называют «антиотмывочным», вступит в силу 28 апреля 2020 года. В нем значительно расширился круг лиц и учреждений, которые будет контролировать Госфинмониторинг. В модернизированной версии закона «О предотвращении и противодействии (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения» (№361-IX) под прицел регулятора попадают не только фиатные, но и криптовалютные операции. 

После вступления в силу закона первичные субъекты финансового мониторинга, к которым относятся биржи, банки и обменники, должны будут выяснять всю информацию о клиенте, если транзакции в криптовалюте стартуют от 30 000 грн. Клиенты учреждений при этом должны будут представить подробную информацию о том, откуда у них эти средства и для чего они предназначены. 

Схитрить не получится 

Министр финансов Украины Оксана Маркарова предупредила, что расширение возможностей Госфинмониторинга является первым шагом в легализации криптоактивов. Также она отметила, что регулирующий орган будет иметь доступ к некоему аналитическому продукту, при помощи которого сможет определить источники происхождения криптовалют и пути их использования. Это значит, что финразведка уже занимается расследованием операций с криптоактивами и даже имеет успешные кейсы. 

Если кому-то придет в голову обойти систему, и создать, к примеру, два платежа, чтобы каждый из них не достигал 30 000 грн, то первичные субъекты финансового мониторинга все равно не оставят это без внимания. Контроль операций будет осуществляться даже в случае, если было совершено несколько транзакций, не превышающих указанный порог. 

Повышение штрафов

Бдительность бирж, обменников и банков относительно операций своих клиентов непременно возрастет. Стимулировать это будут огромные штрафы, вплоть до 5 млн евро. Однако максимально высокую сумму смогут взыскать только с банков. Остальным субъектам первичного мониторинга за недобросовестное выполнение обязанностей придется заплатить двойную сумму выгоды, полученной от подозрительной операции, но не более 204 000 грн. Очевидно, что при таких наказаниях финучреждениям не захочется противоречить букве закона. 

Блокировка счетов без предупреждения 

Новый закон также предполагает расширение полномочий финразведки – теперь регулятор сможет блокировать активы без разрешения суда. Для этого достаточно будет лишь подозрения в финансировании терроризма. При этом никакого уведомления о блокировке владелец счета не получит, пока самостоятельно не подаст запрос в письменном виде.  

Что касается субъектов мониторинга, то они смогут замораживать активы на основании специальных списков. Клиентами с высокой степенью риска, как и ранее, являются компании, зарегистрированные в юрисдикциях, не выполняющих требования FATF (Северная Корея, Иран и прочие), или в офшорных зонах, компании без бенефициара, публичные лица, политики и лица, пребывающие в санкционных списках. Если клиент сам является фигурантом такого списка или сотрудничает с теми, кто в него попал, его счет могут заблокировать до дальнейшего выяснения обстоятельств. 

Без предварительного уведомления банк имеет право заморозить активы всего на два рабочих дня. Но законом предусмотрено, что финучреждение после блокировки счета должно отправить информацию в Госфинмониторинг, а тот в свою очередь имеет право продлить санкции еще на 7 дней. При этом ведомство должно отправить уведомление о возможном уголовном преступлении в соответствующий орган.

Даже когда ситуация разрешается в пользу клиента, никто ему не возмещает полученный ущерб или упущенную выгоду. 

Как избежать блокировки и что делать, если счет заморожен

Одним из вариантов предотвращения блокировки активов может быть предварительное предупреждение субъектов финмониторинга о предстоящей операции и предоставление всей необходимой информации по ней. Однако даже это не защитит пользователей на 100% от заморозки активов. 

Управляющий партнер в ЮК Juscutum Артем Афян отметил, что заявленные Минфином меры реализовываются уже сейчас. 

«Мы уже как минимум год сопровождаем интересы различных клиентов, у которых заморожены по тем или иным причинам средства на биржах. И не потому, что у биржи проблемы, а потому что проходит процедура AML», – говорит юрист. 

Артем Афян объясняет, что в самой разблокировке счетов и в формате работы не будет ничего нового: биржи будут делать то же самое, что они делают уже сейчас. Первоначально, как объясняет специалист, нужно будет обращаться к тому же субъекту, который и заблокировал средства. Далее необходимо доказать источник происхождения средств. 

«На сегодняшний день, чтобы разблокировать средства, нужно доказать источник их происхождения. Для этого обычно предоставляются декларации, документы, расписки, договоры дарения. В случае с криптовалютами это может быть список хеш-транзакций. Контракты, конечно, – лучше всего, и декларация – это сильнейший инструмент», – говорит Артем Афян. 

На сегодняшний день на процедуру разблокировки уходит приблизительно две-три недели. И чаще всего, по словам эксперта, проблема не в бирже, а в том, что у клиентов нет нормальных документов об источниках происхождения средств. 

«Поэтому он либо начинает искать свою декларацию, либо перебирать мейлы трехлетней давности, в которых оговорено, за что ему эта криптовалюта перечислена», – подытоживает управляющий партнер ЮК Juscutum. 

Как новый закон повлияет на трейдеров 

Изначально «фишкой» криптовалют была анонимность и полная свобода действий, именно из-за этого многие трейдеры выбрали их для торговли. Однако ужесточение мониторинга может изменить ситуацию. 

«Вопрос с отслеживанием происхождения активов достаточно спорный. Большинство трейдеров на крипторынке и до этого старались скрывать свою деятельность, используя различные кошельки и другие обходные пути», – рассказывает шеф-дилер Weltrade Василий Барсуков. 

Он не исключает, что участники отрасли будут стараться обойти систему, либо наоборот – попробуют работать легально. 

«Скорее всего, данное решение приведет к тому, что трейдеры еще больше будут скрывать свою деятельность. Конечно, это и неплохой шанс для трейдеров узаконить свои доходы и жить в законном поле», – объясняет эксперт. 

Обновленный финансовый мониторинг – это медаль с двумя сторонами. Одна сторона повышает привлекательность Украины перед другими государствами, ведь в Европе уже давно работают по такому принципу. А вот другая заключается в том, что на финучреждения ляжет дополнительная нагрузка, связанная с проверкой данных. Из-за этого могут возникнуть задержки с проведением операций. Также чрезмерно жесткий контроль может спровоцировать уход трейдеров в глубокую тень. 

Государство и общество

Ждем новостей

Нет новых страниц

Следующая новость