Элон Маск: только над невозможными задачами стоит работать

Делитесь и голосуйте:

Содержание статьи:

Плейбой, миллионер, технофил и филантроп — Элон Маск. Он не довольствуется возможным, а ставит себе задачи, которые до него считались неразрешимыми. Излечение мира от нефтяной зависимости? Глобальный доступ к Интернету? Колонизация Марса? Для него это не мечтания, а рабочие вопросы.

Первой компанией, которую основал Маск, стал стартап Zip2. Предприниматель запустил проект вместе со своим братом Кимбалом в 1995 году. Zip2 производила программное обеспечение, дающее новостным изданиям возможность размещать контент в интернете и предлагать своим клиентам дополнительные платные сервисы.

Одним из инвесторов компании стал фонд Mohr Dawidov Ventures. Партнеры фонда начали планировать перепродажу Zip2, но Маск убедил их, что её потенциал ещё не до конца раскрыт и в перспективе стартап может стоить больше.

В число клиентов Zip2 входили такие издания как The New York Times, Pulitzer Publishing. В 1998 году руководство компании объявило о грядущем слиянии с CitySearch. Сделка так и не была закрыта, а через год — в 1999 году — стартап выкупила организация Compaq, заплатив за Zip2 $304 млн. Элону Маску, доля которого в компании на тот момент составляла 7%, досталось $20 млн.

Элон Маск стал миллионером в 28 лет.

Примечательно, что программировать Маск научился в 10 лет — а в 12 уже продал собственную игру-стрелялку Blast Star за $500. Он даже хотел организовать собственный бизнес по производству аркад, но не смог получить на него официальное разрешение.

В 1999 году, после продажи своей первой компании, Маск создал X.com — систему платежей через электронную почту. В 2000 году X.com слилась с Confinity, в состав которой входил сервис электронных платежей PayPal, основанный Питером Тилем.

В планах руководства X.com было слияние двух платежных систем, но видение Маска отличалось от мнения других членов совета директоров. Внутренние разногласия закончились вынужденной отставкой Маска в 2000 году — однако он сохранил свою долю в компании — 11,7%.

В PayPal проект был переименован уже после ухода Элона. В феврале 2002 года организация разместила свои акции на бирже, а в октябре была куплена eBay за $1,5 млрд. Маску досталось $165 млн — больше половины стоимости его предыдущей компании.

В 2002 году Элон Маск основал Space Exploration Technologies Company (SpaceX) — первую частную компанию, осуществлявшую полеты в космос. Маск вложил в её развитие более $100 млн. Однако мало кто верил, что частная компания способна составить конкуренцию государственным космическим агентствам.

Кто не сомневался в успехе Маска — это предприниматель Питер Тиль, инвестировавший в SpaceX. По его собственным словам, он сделал это не только потому, что знал Элона и верил в его преданность делу, но и потому, что счел космические путешествия важным этапом развития для общества, а SpaceX считал потенциально очень прибыльным капиталовложением.

В 2006 году прошли испытания первой ракеты-носителя SpaceX — Falcon1. В результате инженерам удалось вывести на орбиту малазийский спутник. В 2008 году Маском был заключен сенсационный контракт с NASA — на сумму $1,6 млрд. По условиям сделки SpaceX должна была осуществить 12 полетов на международную космическую станцию. Договор положил конец спорам о том, могут ли полеты в космос стать более дешевыми и сможет ли коммерческая организация конкурировать с NASA.

В 2012 году глава SpaceX объявил о своих планах по исследованию и колонизации Марса. Он намеревался высадить на Марс сначала небольшое количество людей — 10-15 человек — и большой объем полезного груза вместе с ними (до 100 тонн). Позднее, по его расчетам, колонию можно было бы расширить до 80 тысяч человек. По мнению предпринимателя, исследование Марса позволит установить цену на транспортные полеты на планету на уровне $500 тысяч — что «вполне приемлемо» для жителей развитых стран, а также положить начало освоению и других планет.

По задумке предпринимателя вместе с первыми колонизаторами на Марс должны будут отправиться машины для производства промышленного метана и кислорода, а также большое количество другого оборудования.

План Маска состоит в том, чтобы с каждым новым рейсом посылать на Марс материалы для строительства прозрачных куполов, которые потом можно будет накачивать кислородом, чтобы воссоздать привычную для человека атмосферу. Таких куполов будет становиться все больше и больше, и каждый раз количество материалов, погруженных в очередной транспортный корабль, будет уменьшаться — освобождая место для большего числа людей.

Конечно, отмечает Маск, который также является главным инженером SpaceX, поначалу такие рейсы будут осуществляться не очень часто из-за их дороговизны.

Что касается технической составляющей проекта — для транспортировки грузов будет разработана система Mars Colonial Transporter. Что она из себя представляет, SpaceX и сам Маск пока не раскрывают. Говорят лишь, что это совершенно новая система, каких до этого не существовало. Представить её планируют в конце 2015 года. В этом же году, по словам Элона, свет увидит и новый космический скафандр от SpaceХ. Генеральный директор компании обещает, что он будет не только функциональным, но и внешне соответствующим эстетике 21 века — и именно поэтому его так долго разрабатывают. Достичь и того, и другого, по словам Маска, весьма непросто.

Компанией уже разработан космический двигатель для этой миссии — Raptor. Он представлен в двух версиях — стандартной и вакуумной.

На самом деле, у компании не всё так радужно. Много головной боли Маску доставило третье поколение ракет-носителей Falcon — двухступенчатых Falcon9R.

В 2014 году в ходе испытаний ракеты Falcon 9R, идентичной Falcon9, космический аппарат взорвался. Сразу же после запуска. По словам представителя SpaceX Джона Тейлора, в двигателе ракеты была обнаружена некая «аномалия», которая привела к срабатыванию автоматической системы отмены полета.

10 января 2015 года состоялся еще один запуск ракеты-носителя, уже более удачный: спутник успешно достиг орбиты, однако аккуратно посадить первую ступень Falcon9 не удалось — она слишком жестко приземлилась на специальную платформу и часть оборудования была серьезно повреждена.

Впрочем, представители SpaceX и сами не слишком высоко оценивали вероятность успешной посадки первой ступени — она составляла, по их расчетам, около 50%.

Элон Маск планирует существенно снизить стоимость выведения космических аппаратов в космос. Сейчас цена одного запуска ракеты-носителя Falcon9 составляет от $56 до $77 млн, в то время как запуск российского «Протона» и европейского Ariane 5 обходятся в $100 млн и $200 млн соответственно. Однако масса полезной нагрузки «Протона» практически в два раза больше (23 тонны против 13 тонн), так что о серьезном удешевлении говорить пока рано.

Размещения акций SpaceX на бирже пока не произошло — компания остается частной. Она прибыльна, и, по данным издания Motley Fool, общий доход SpaceX за 12 лет её существования составил $4 млрд.

В 2004 году Маск инвестировал в производителя электрокаров Tesla $70 млн личных средств и возглавил совет директоров компании.

Первым автомобилем, выпущенным компанией, стал Tesla Roadster. В его основу был положен автомобиль Lotus Elise, выпускавшийся компанией Lotus Сars. Инженеры сменили всю «начинку» машины, а на место бензинового двигателя установили 6381 аккумулятор.

Начало серийного производства Roadster было запланировано на сентябрь 2007 года, но оказалось, что себестоимость автомобиля намного выше, чем его запланированная рыночная стоимость. Последовали массовые увольнения (помимо многих сотрудников был уволен и один из основателей компании Мартин Эберхадр), поиск новых поставщиков и переработка основных компонентов электрокара, а выход первого автомобиля был отложен. Дела у компании шли настолько плохо, что Маск принял решение поднять цену на уже предзаказанные автомобили — что, естественно, вызвало волну недовольства у покупателей и волнения в прессе.

В 2008 году вышла первая партия Tesla Roadster. В итоге, вместо запланированных $25 млн для вывода автомобиля на рынок компании пришлось потратить $140 млн. В 2009 году Tesla анонсировала Model S — седан премиум-класса. Сразу после этого организации удалось привлечь $50 млн дополнительных инвестиций.

В 2010 году компанию настигли еще большие проблемы. После выпуска первой партии Roadster Маск, который к тому времени уже занимал пост генерального директора компании, объявил, что собирается разместить акции Tesla на бирже. Для осуществления IPO ему понадобилось бы $100 млн, но вкладываться в организацию никто не спешил. Тогда Элон решил профинансировать компанию из собственных средств.

Одновременно с этим на рынок вышла вторая партия Roadster, у которой через короткое время после запуска был обнаружен заводской брак. В ходе эксплуатации автомобилей выяснилось, что низковольтный провод, питающий фары, поворотники и подушки безопасности, может перетираться и вызывать короткое замыкание в районе передней правой фары. Подобный дефект, по словам представителей компании, мог наблюдаться у 459 автомобилей. Tesla пришлось объявить об отзыве бракованной партии.

Компания оказалась на грани банкротства.

В июне 2010 года Tesla провела IPO. Несмотря на мрачные прогнозы аналитиков, в первый же день цена за одну акцию компании выросла на 41%, и производителю электрокаров удалось привлечь $226 млн.

Поставки автомобиля Tesla Model S в Соединенных Штатах стартовали в 2012 году. Ограниченная партия в 1000 автомобилей была очень быстро раскуплена. В 2013 году автомобиль был признан самым безопасным в мире по системе рейтингов NHTSA.

Благодаря успешному размещению акций и выпуску второго электрокара компании удалось выплатить правительственный кредит и даже впервые в своей истории закончить квартал без убытков (первый квартал 2013 года). Пока это единственный финансовый квартал, закрытый Tesla Motors с прибылью.

6 октября 2014 года Tesla представила новый автомобиль — Model S P85D. Его основным отличием от предшественника стало наличие полного привода. Model S может разгоняться до 100 км в час всего за 3,2 секунды. Также в октябре компания анонсировала запуск программы возврата автомобилей Model S — они будут перепродаваться компанией за полцены.

На момент написания материала стоимость одной акции Tesla Motors составляет $191,87, что в 10 раз больше, чем цена одной акции после выхода компании на IPO — $17,40. Капитализация производителя электрокаров составляет $24,15 млрд.

Проект Элона Маска SolarCity, о котором в России говорят мало, также отличается своей амбициозностью. Компания, основанная предпринимателем в 2006 году, занимается производством солнечных панелей для выработки электроэнергии. SolarCity — один из ведущих поставщиков таких панелей во всем мире.

К 2040 году, как считает Маск, солнечная энергетика будет давать до 40% всей электроэнергии в мире. Предприниматель планирует наладить «безотходное производство» — отправлять износившиеся автомобильные аккумуляторы на электростанции. Дело в том, что даже износившаяся на 30% батарея уже непригодна для использования в электрокаре, а на электростанции способна прослужить еще много лет.

В 2012 году Элон Маск, помимо объявления о своих планах по покорению космоса, анонсировал еще один проект — высокоскоростной трубопроводный пассажирский транспорт Hyperloop. Задумка похожа на капсулы, в которых в больших офисах доставляют документы в другие отделы — только размером в человеческий рост. В одну такую капсулу должно поместиться 28 человек.

Через год после этого Маск раскрыл планируемые спецификации проекта. Диаметр трубопровода составит 2,2 метра, а сама капсула будет диаметром 1,35х1,1 метров. Перемещаться по трубам транспорт будет за счет низкого давления, поддерживаемого в трубопроводе, аэродинамики и закачивания воздуха в образующийся зазор между поверхностями.

Hyperloop позволит преодолевать расстояние в 550 км менее, чем за полчаса. Кроме того, билет на такую капсулу обещает стоить довольно дешево, потому что строительство Hyperloop-магистрали обойдется гораздо дешевле, чем железная дорога.

15 января 2015 года предприниматель объявил о своем намерении построить специальный трек для испытаний транспорта. По предварительным сведениям, проект будет реализован в Техасе. Тестировать свои капсулы на нем смогут исследовательские и студенческие команды, а в будущем, возможно, будут организованы конкурсы среди таких команд.

Еще одна область, которая интересует Маска — разработка искусственного интеллекта. Сам он признается, что опасается повторения сюжета, описанного во множестве фильмов вроде «Терминатора» — поэтому, чтобы не допустить восстания машин, старается держать руку на пульсе всех связанных с искусственным интеллектом разработок.

В марте 2014 года Маск вложил $40 млн в компанию Vicarious FPC, занимающуюся разработкой искусственного интеллекта. Основатели проекта планируют скопировать области коры головного мозга, которые отвечают за сенсорное восприятие, мышление, моторику, речь — и преобразовать в программный код.

В июне 2014 года предприниматель заявил, что компания, подобная SkyNet, может быть создана уже через пять лет — и человечеству стоит задуматься, как этому воспрепятствовать. В октябре на симпозиуме MIT предприниматель отметил, что, по его мнению, разработка искусственного интеллекта сродни призыванию дьявола — «призывающие демонов тоже всегда уверены, что смогут их контролировать». Некоторые исследователи поддержали его опасения, сказав, что страхи Маска — «не такое уж и сумасшествие».

15 января 2015 года стало известно о том, что Маск направил $10 млн в институт, занимающийся исследованиями в области безопасности человеческого будущего. Он также составил письмо для ученых, в котором подробно описал, что именно им предстоит сделать, как распоряжаться полученными деньгами, и какие цели перед ними стоят.

Элон Маск — хороший стратег и амбициозный предприниматель, но как руководитель он достаточно жесткий человек. В этом признается большинство опрошенных изданием The Wall Street Journal бывших и настоящих коллег Маска.

Бывший инженер Tesla Бретт Фостер, сейчас работающий на Samsung, признался, что культура в компании очень давила на него, а атмосфера постоянной борьбы была в ней самым неприятным — и поэтому Фостер очень счастлив, что ушел из Tesla. Другой сотрудник производителя электрокаров отмечает, что для Маска не существует слова «нет» — и некоторые из его решений кажутся работникам совершенно необдуманными, и порой даже глупыми.

Вице-президент Tesla по связям с общественностью Рикардо Рейес считает, что Маск не может понять, что не все люди могут работать столько же, сколько работает он. Маск заряжен на результат. Он требует от своих сотрудников постоянной активности и преданности делу. Каждый должен быть занят только достижением общей цели. Его перфекционизм сделал работу и даже жизни некоторых коллег крайне сложными.

Сотрудники Tesla, пожелавшие остаться анонимными, рассказали The Wall Street Journal, что те, кто не согласен с мнением Маска, как правило, надолго в компании не задерживаются. Стоит им один раз озвучить свою позицию — как через некоторое время все они почему-то увольняются — сами или по просьбе руководства.

По материалам: SiliconRus

Государство и общество

Ждем новостей

Нет новых страниц

Следующая новость