История исследований ончейн данных Ником Картером

Делитесь и голосуйте:

Данная статья является гостевым постом от Ника Картера – партнёра Castle Island Ventures и соучредителя Coin Metrics. Он считается наиболее вдумчивым инвестором и деятелем в криптоиндустрии, а также постоянно выявляет новые и интересные аналитические данные. Стоит надеяться, что читателей заинтересует его взгляд на работу с сетевыми данными за последние несколько лет.

В 2016 году я учился в бизнес-школе в Эдинбургском университете, где занимался изучением инвестиционного кейса в отношении Биткойна с традиционной точки зрения. У меня была серьёзная проблема – мне были нужны высококачественные данные для построения моделей, связанных с биткойнами и другими криптоактивами, но, я нигде не мог их найти. У меня было сильное предчувствие, что существует фундаментальная связь между использованием публичных блокчейнов и их оценкой. Кроме того, мне требовалось, чтобы эти данные были надёжными, бесплатными и сопоставимыми между различными блокчейнами. Проблема заключалась в том, что их нигде не было.

Для меня это оставалось загадкой. В общедоступном блокчейне каждая транзакция публикуется на всеобщее обозрение и навсегда регистрируется в нём. Ну, чисто теоретически. Поэтому, получение экономических данных могло быть выполнено посредством простых запросов RPC на полный узел.

Прим. переводчика. Удалённый вызов процедур (от англ. Remote Procedure Call, RPC)

Но, на практике, извлечение и изучение этих данных оказалось гораздо сложнее.

В данном случае, я связался со своим другом, и мы создали первую версию Coin Metrics. Мы развернули множество полных узлов, разработали некоторые инструменты для извлечения соответствующих данных и поняли, что есть смысл перевести их во что-то годное.

Первая версия был неприглядным, голым сайтом с простой функциональностью для построения графиков и страницей для скачивания этих данных, собранных с нескольких блокчейнов.

Я не ожидал, что кто-нибудь, кроме нескольких нишевых любителей, этим заинтересуется. Но, к моему удивлению, проект начал набирать обороты в Crypto Twitter, и наши данные стали использовать академические и отраслевые исследовательские центры. Люди и правда нашли полезный бюджетный продукт для малого бизнеса!

Со временем, мы начали работать с более значительным количеством активов и получать больше метрик. Просто выполняя запросы, мы выросли с десятка криптоактивов до сотен.

В дальнейшем, стало ясно, что требуются строгие стандарты, если мы хотим соответствовать предъявленным высоким ожиданиям. Были разработаны новые метрики такие, как Realized Capitalization, направленная на решение некоторых проблем, которые выявились в отношении подсчёта рыночной капитализации. Также, мы создали решения для настройки объёма отслеживаемых транзакций, чтобы исключить спам.

Как выяснилось, в криптовалютном сообществе был достаточно высокий спрос на качественные и хорошо документированные данные о сетевом использовании их любимых монет. Просто чувствуя то, что желала общественность – мы создали универсальный сервис с экономическими данными из публичных блокчейнов.

Мы работаем с этими задачами около трёх лет, и многому научились. Но, при этом, ещё находимся на ранней стадии – пока ещё только горстка людей наблюдает за нашими данными полный рабочий день. Я считаю, что эти данные по блокчейнам являются, преимущественно, неиспользованными. Да, за ними наблюдают хэдж-фонды и инвесторы, но, в основном, за пределами торговых сценариев, они игнорируются экономистами и исследователями, которые пытаются изучать различные криптоактивы.

А ведь здесь сокрыты возможности – доступ к полному аудиту и истории транзакций является для всей мини-экономики бесценным ресурсом. И не для того, чтобы деанонимизировать отдельных лиц, а, чтобы понять природу взаимосвязи между оборотом денег и коммерцией, детально оценить скорость [обращения средств] и проводить эксперименты с некоторыми экономическими теориями, которые до сих не были протестированы в условиях песочницы.

У нас никогда раньше не было столько хороших данных в одном месте. И я не удивлюсь, что кто-то получит Нобелевскую премию за выводы, сделанные на основе этих ончейн данных.

Но, наиболее интересными находками стало нечто, что показал сам блокчейн, основополагающая истина, и о чём эмитенты [майнеры], возможно, предпочитали молчать или даже не подозревали. В данном случае, есть третьи лица (такие как мы), которые просто внимательно следят за общедоступными данными в публичном блокчейне и открывают новую информацию. Я кратко опишу здесь один из наших любимых примеров.

Скрытая инфляция в Bitcoin Private

Это было драматично. Мы проводили регулярный аудит эмиссии для всех поддерживаемых нами активов, чтобы удостовериться, что эмиссия, отображаемая в леджере [учётный журнал блокчейна], соответствует заявленным эмитентам.

Мы изучали экзотический актив – Bitcoin Private, который представлял собой слияние наборов UTXO [выходных транзакций] и Zclassic (форка Zcash). В какой-то момент капитализация BTCP (Bitcoin Private) достигала $1 млрд. И вот, во время очередного процесса импорта UTXO, кому-то (разработчики утверждают, что это были некие злоумышленники) удалось тайно увеличить эмиссию на 10%, зачислив себе эти монеты.

Вот так это выглядело:

Ось Y – блоки BTCP, ось X – эмиссия BTCP

Удивительно, но, никто этого не заметил! За девять месяцев, прошедших от инцидента до нашего отчёта, никто не удосужился проверить эмиссию. Мы опубликовали наш отчёт в канун Рождества 2018 года. Стоит признать, что мне было немного не по себе от того, что мы испортили праздник нескольким владельцам BTCP, но, т.к. была уверенность в правильных результатах, другого выхода, кроме публикации, не оставалось.

При этом, Coin Metrics придерживается строгой политики, запрещающей сотрудникам торговать любой существенной информацией, которую мы потом раскрываем.

Скрытые ASIC

Это одно из самых интересных открытий, сделанных в результате нашего анализа модели случайности чисел, которые майнеры используют для нахождения блоков.

Здесь стоит немного освежить ваши познания в майнинге. По сути, майнеры, для нахождения действительного блока используют выбор случайного числа (его ещё называют – nonce, т.н. «одноразовый номер»). И это число может быть получено только путём брутфорса, т.е. перебора вариантов.

При этом, свойства хэш-функций не подразумевают каких-либо «подсказок» для поиска этих чисел. Вы сами должны обыскать это пространство одноразовых чисел, чтобы найти нужное.

Теперь, если визуализировать все одноразовые числа, которые используются, например, в Биткойне или в каком-либо другом блокчейне, они должны отобразиться случайным образом. На экране телевизора это было бы статичной картинкой. Но, на практике, числа явно неслучайны: отдельные группы более популярны, нежели другие.

Эти полосы, которые мы видим на диаграмме рассеивания при визуализации одноразовых чисел, означают идиосинкразическое поведение со стороны майнеров.

[Прим. переводчика. Идиосинкразия – не свойственное, как правило, употребление чисто медицинского термина. Но, в данном случае, в переносном смысле, означает активное неприятие кого-либо или чего-либо. Иными словами, некоторые майнеры не желают играть по правилам]

Это значит, что по какой-то причине майнеры [при поиске случайного числа] – исследуют только часть пространства из того, что [по идее] должны использовать. И какое этому есть лучшее объяснение?

Это конкретные модели поведения, которые относятся к такому оборудованию, как ASIC. Т.е. чем больше вы видите такого неслучайного поведения, тем больше в майнинге преобладают ASIC. Как вы уже могли догадаться, это невероятно полезная информация – просто взглянув на распределение случайности чисел в данных блока, можно определить насколько активны были, на тот момент, устройства ASIC.

Это очевидно в Биткойне: вы можете видеть, как раньше майнеры просто увеличивали диапазон поиска случайного числа вверх от нуля, потому что так было легче добыть блок, и не нужно было «обыскивать» всё пространство вариаций одноразовых чисел.

Затем, по мере сложности, одноразовые числа стали более случайными. Примерно в блоке 300 000 (середина 2014 года) ASIC стали доминировать в майнинге, и вы можете видеть их чёткий след в блокчейне, когда появляются эти белые полосы.

Более интересный пример – график случайных чисел Monero. По собственным заявлениям, Monero сохраняет приверженность к «устойчивости против ASIC», что подразумевает изменение хэш-функции всякий раз, когда обнаруживаются ASIC. И на следующей диаграмме вы может наблюдать занимательное перетягивание каната между разработчиками Monero и производителями ASIC:

Красные линии означают хардфорки, а сплошная чёрная линия – сложность (прокси для хэшрэйта). Таким образом, вы можете видеть, как периодически появляются сплошные синие линии (неслучайные данные случайных чисел), что пресекается хардфорками, которые делают актуальные ASIC, созданные под конкретный хэшрэйт – устаревшими. И это случалось несколько раз! Интересно, что, используя эти данные, мы смогли выявить рост числа ASIC в определённых сетях ещё до того, как они были представлены публично. Это значит, что они эффективно продвигали вперёд своих владельцев.

Исследование Airdrop

Ещё одна интересная особенность данных в сети – это то, что вы можете оценить эффект экономических экспериментов в режиме реального времени. Один из таких экспериментов – Airdrop.

[Прим. переводчика. Airdrop – бесплатная раздача монет]

Впору своего рассвета, сторонники UBI благовейно говорили о Airdrop как о потенциальном способе достижения более справедливой системы распределения богатства.

Что такое Airdrop? Краткий гайд по получению бесплатной криптовалюты

У этих предложений нашлись и свои противники. Многие увидели здесь историческую параллель со схемой ваучерной приватизации после распада Советского Союза, когда обычным гражданам были предоставлены доли участия в местных предприятиях. Не понимая ценности этого капитала – большинство людей продавали свои ваучеры за гроши, и львиная доля акций оказалась в руках хэдж-фондов и олигархов. Таким образом, «ваучерный Airdrop», предназначенный для распределения капитала в руки отдельных лиц, в конечном итоге, оказался контрпродуктивным, и привёл к ещё большей концентрации богатства.

Помня об этих исторических уроках, команда Coin Metrics приступила к оценке одного из самых успешных аирдропперов – Stellar. Один из его аирдропов состоялся в конце 2018 года, когда пользователи сервиса blockchain.com получили право на бесплатные монеты XLM (Stellar).

Так что же они сделали с полученными деньгами? Мы исследовали блокчейн и обнаружили, что подавляющее большинство монет почти сразу переводилось на биржи и продавалось. Неутешительный, хотя, и предсказуемый результат.

Один из наших инженеров, Антуан Ле Кальвез, называет эту область – «ончейн-археологией». И это действительно то, что нужно – изучать слои общедоступных транзакционных данных, чтобы найти что-то интересное, скрытое глубоко внутри.

Достаточно сказать, что я считаю эту область исследований абсолютно увлекательной. Мало того, что можно найти потенциально скандальную информацию, такую ??как скрытые премайны и скрытые ASIC, но, дополнительно, вы имеете возможность непосредственно почувствовать пульс экономики сети в режиме реального времени.

Более того, разработчики могут получить немедленную обратную связь о влиянии изменений протокола на экономику сети. Это ценный информационный сигнал, который может и должен определять политику. Нам просто нужно убедиться, что соответствующая информация публикуется в удобной форме.

На сегодня, Coin Metrics – это коммерческая организация с венчурным финансированием и реальными клиентами. Но, я никогда не забуду наши корни с открытым исходным кодом. Пока у меня есть влияние в компании, я буду следить за тем, чтобы множество данных публиковалось бесплатно, и каждый мог использовать их, как им нравится.

В отличие от приверженцев традиционной коммерческой модели аналитики финансовых данных – я твердо верю, что любая успешная информационная компания в криптоиндустрии должна серьезно относиться к необходимости обнародования крупных объёмов полученных данных.

Конечно, счета нужно оплачивать, и Coin Metrics зарабатывает деньги, предоставляя клиентам лицензии на свои идеи. Но, я бы не захотел заниматься этим делом, если бы мы не создавали для мира гораздо больше ценности, нежели просто зарабатывали сами. На мой взгляд, коммерческая сторона Coin Metrics субсидирует реальную цель: извлекать как можно больше полезных данных из максимально возможного числа блокчейнов и размещать их в Сети, чтобы любой мог их использовать. Сюда входят данные для блокчейнов, которые многие сочли бы бесполезными.

Солнечный свет – лучшее дезинфицирующее средство, и мы планируем осветить всю криптовселенную!

Автор:  Ник Картер

Источник

Государство и общество

Ждем новостей

Нет новых страниц

Следующая новость