Главные тренды в регулировании криптовалют

Делитесь и голосуйте:

Содержание статьи:

  1. Криптовалюты представляют угрозу для денежно-кредитной политики
  2. Криптовалюты – основной инструмент для незаконной деятельности
  3. Анонимные криптовалюты представляют угрозу для национальной безопасности

Еще год назад сложно было представить, что криптовалютам будет уделяться такое повышенное внимание со стороны законодателей и регуляторов всех стран. Это не удивительно. После обвала в 2018 году стоимости биткоина на 85% по сравнению с пиком 2017 года многие начали воспринимать цифровые валюты как очередной мыльный пузырь, прочили ВТС полное забвение, а интернет пестрел фотографиями китайских помоек с выброшенным майнинг-оборудованием.

Однако всего за год произошли кардинальные изменения и значимые для отрасли события. Крипторынок постепенно восстановился, Facebook представил свой амбициозный проект Libra, который привлек внимание общественности, политиков и финансовых регуляторов всего мира. Совет управляющих Федеральной резервной системы США сообщил, что работает над созданием цифровой валюты центрального банка (CBDC), а Fidelity Investments анонсировала серию криптоинициатив.

За это время было запущено более 200 новых криптовалютных проектов как в США, так и в других странах. Цена на биткоин выросла на 300%, прежде чем обосноваться на текущем уровне, который более чем в два раза превышает минимум конца 2018 года. Судя по всему, криптоиндустрия делает первые уверенные шаги на пути своего стремительного развития, и впереди нас ожидает игра в высшей лиге, которая нуждается в четких правилах.

Однако в стремлении быстро разработать эти правила регуляторы и законодатели склонны перегибать палку и основываться на допущениях, эвристике и предубеждениях. Зачастую они завышают риски, преуменьшают выгоды, а в некоторых случаях просто упускают из виду исторические и текущие факты.

Скорее всего, в 2020 году на первый план выйдут три темы, касающиеся крипторегулирования, которые так беспокоят сильных мира сего.

Органы монетарной политики большинства стран оказались не готовы к стремительному развитию цифровых валют, а центробанки упорно не хотят делиться властью с технологическими корпорациями.

Правительства и финансовые регуляторы убеждены, что массовое внедрение цифровых валют может усложнить способность центральных банков контролировать денежную массу. Особое беспокойство вызвало объявление Facebook о запуске проекта Libra. Однако опасения связаны не только с инициативой технологического гиганта.

В июле прошлого года президент США Дональд Трамп написал в Twitter, что не признает аналогом денег биткоин и другие криптовалюты, которые «крайне волатильны и чья ценность основана на тонком воздухе». По его мнению, «единственная реальная валюта – американский доллар».

Даже стейблкоины, такие как Libra, в 2019 году подверглись серьезной критике. Несмотря на то, что они поддерживаются фиатными валютами, выпущенными центральными банками, такое обеспечение якобы может привести к дополнительному спросу на резервы центробанков. Кроме того, процесс взвешивания фиатных денег в базовой корзине может давать преимущества одним национальным валютам и снижать ценность других, поскольку финансовые регуляторы не смогут это контролировать. Хотя резервные корзины стейблкоинов представляют собой небольшую долю рынка, а большинство монет обеспечены единственной фиатной валютой, в следующем году мы наверняка увидим изменения в законодательстве о стабильных монетах, разработанные для реагирования на такого рода критику.

Между тем, аргументы регуляторов заслуживают дальнейшего изучения. Один из них заключается в том, что только центральные банки, назначенные правительством, являются наиболее подходящими управляющими денежной массой. Однако недавняя смерть бывшего председателя ФРС Пола Волкера напоминает нам о временах свободной денежно-кредитной политики 1970-х годов, когда процентные ставки были повышены до 20% для борьбы с инфляцией.

Политика абсорбирования свободной банковской ликвидности, проводимая до 2008 года, привела к финансовому кризису. И назначенные президентом главы ФРС принимали в этом непосредственное участие.

Второй раунд количественного смягчения ФРС в июне 2010 года привел к резкому падению курса доллара в течение последующих 12 месяцев. И все это в одной из крупнейших и наиболее стабильных экономик мира. В других частях мира, будь то еврозона или страны с более тяжелой финансовой ситуацией, роль центральных банков как надежного хранителя финансовой стабильности зачастую вызывает сомнения.

Другой ключевой вопрос – является ли монополия на эмиссию денег одним из определяющих признаков суверенного правительства? Судя по всему, нет, как показала эпоха «свободного банкинга» середины XIX века, когда частные банки выпускали собственные долговые инструменты, называемые «банкнотами», которые использовались в качестве законной валюты.

Недавнее исследование ФРС в Филадельфии подтвердило, что выпуск частных банкнот в период «свободного банкинга» никак не повлиял на финансовую стабильность. Почему же криптовалюты, запущенные частными компаниями, могут представлять угрозу? И чем отличается цифровые валюты с точки зрения денежно-кредитной политики от других частных обменных активов, которые покупаются, продаются или передаются из рук в руки?

American Express в 2018 году раздал более $8,4 млрд в качестве вознаграждения за членство, что равнозначно эмиссии третьей по величине криптовалюты. По сути, American Express выпускает собственный эквивалент денег, генерируемый каждый раз, когда владелец карты Amex совершает транзакцию. Как и криптовалюты, они подвержены волатильности в зависимости от времени и цели использования.

Программа лояльности авиакомпании United Airlines подразумевает пополнение персонального счета бонусами, которые полностью эквивалентны наличным деньгам при использовании их для покупки билетов и оплаты услуг. На сегодняшний день оборот в рамках программы превышает $5 млрд. Если бы это была криптовалюта, она стала бы четвертой по величине. Частные хранилища ценностей и единиц обмена широко распространены и общеприняты, не представляя угрозы для мировой валютной системы.

Отмывание денег, финансирование терроризма и торговля людьми являются основными угрозами правопорядку и нашему образу жизни. Однако излюбленной средой преступников является существующая банковская система, а не криптовалюты.

В своей Национальной оценке рисков отмывания денег в 2018 году министерство финансов США выявило массу нарушений и наложило многомиллионные штрафы на банки разных размеров. К примеру, крупнейшему финансовому конгломерату Германии Deutsche Bank пришлось уплатить $425 млн, а Citigroup участие в отмывании денег обошлось в $70 млн штрафа. Более мелкими суммами были наказаны общинные банки, такие как калифорнийский Merchants Bank и техасский Lone Star National Bank.

Тем не менее, мало кто верит, что главная цель банковской системы – отмывание денег или финансирование другой преступной деятельности. В то же время все понимают, что злоумышленники будут использовать любую доступную систему и инструменты для достижения своих целей. Борьба с преступностью требует разумного управления рисками и сложных систем защиты, а не уничтожения ценных продуктов и услуг, которые в основном используются без злого умысла.

Что касается криптовалют, то самые последние исследования, проведенные аналитическими компаниями Chainysis и Elliptic, показывают, что менее 1% биржевых транзакций с биткоинами связаны с незаконной деятельностью. Конечно, криптобиржи и кастодиальные сервисы не обладают такой мощью как банки в силу своего молодого возраста. Поэтому пока не представляют большого интереса для злоумышленников.

И все же практически все крупные криптобиржи зарегистрировались в Сети по противодействию финансовым преступлениям (FinCEN) при Министерстве финансов как предприятия, оказывающие финансовые услуги, и получили соответствующие государственные лицензии, такие как BitLicense. Они подвергаются ежегодным проверкам наряду с банками.

Однако стоит ожидать, что в 2020 году некоторые политики будут продолжать обвинять участников криптоиндустрии в отмывании денег и инициировать тщательный мониторинг их деятельности.

В конце 2018 года Министерство внутренней безопасности США (DHS) объявило, что намерено отслеживать транзакции криптовалют, ориентированных на конфиденциальность. С этой целью планируется разработка универсальных решений, которые позволят правоохранительным органам «проводить криминалистическое расследование криптовалютных транзакций» для выявления действий, связанных с нелегальной деятельностью.

На первый взгляд стремление DHS вполне оправдано, поскольку зачем что-то скрывать людям, которые не замешаны в противоправных действиях. Однако стоит вспомнить противоречия по поводу перехода веб-сайтов со старого протокола http на зашифрованный https. В то время правоохранительные органы также выступали категорически против добавления слоя защищенных сокетов в архитектуру интернета на том основании, что подобные изменения будут препятствовать расследованию незаконной деятельности.

Однако без перехода на https никогда не произошло бы экспоненциального роста электронной коммерции, развитие которой во многом зависит от доверия потребителей к безопасности платформ. По иронии судьбы после нескольких масштабных взломов федеральное правительство обязало защищать многочисленные категории важной информации, хранящейся на ресурсах государственных учреждений и правительственных веб-сайтах, протоколом https.

В 2020 году мы обязательно увидим увеличение политической и регуляторной активности на криптоарене. Эти или другие идеи могут иметь свое обоснование, однако каждая из инициатив требует более пристального внимания и изучения.

Государство и общество

Ждем новостей

Нет новых страниц

Следующая новость