Если Луна никому не принадлежит, можно ли на ней заработать?

Делитесь и голосуйте:

Содержание статьи:

  1. Поправки на скорую руку
  2. Недра астероидов ждут
  3. Изменения в космическом праве

1/5

Благодаря Договору о космосе гонка ядерных вооружений между США и СССР не перенеслась за пределы Земли. Но сейчас он явно тормозит инновационные проекты.

На Базе ВВС США на мысе Канаверал располагается Космический стартовый комплекс-17 (SLC-17). Отсюда взлетали многочисленные межпланетные аппараты НАСА. Скоро здесь будут демонтированы две пусковые установки, построенные для ракет «Дельта-2». Их место займет новый жилец — Moon Express, маленькая компания с большими амбициями.

Фирма, в которой работает всего 30 человек, планирует стать первой частной компанией, доставившей на поверхность Луны небольшой космический аппарат и, возможно, получить главный приз премии Google Lunar X Prize в 20 млн долларов. Сейчас Moon Express вкладывает минимум 1,85 млн долларов в модернизацию старых сооружений на этой площадке. На месте парковки сооружается макет лунного пейзажа, кроме того возводятся инженерно-техническая лаборатория, центр управления полетами и экспериментальная пусковая установка.

Если бы Moon Express охотилась только за премией Lunar X Prize, ей бы не были нужны все эти сооружения. Свой второй аппарат компания планирует отправить в 2019 году к южному полюсу Луны. Третий, более крупный луноход, еще через год должен будет собрать пробы грунта и вернуться обратно. Последний раз образцы лунного грунта были доставлены на Землю советским аппаратом в 1976 году.

Однако пару лет назад этот проект едва не был заморожен — и вовсе не из-за технических трудностей или недостатка средств, а в связи с международным соглашением, известным как Договор о космосе, который в этом году отмечает свой полувековой юбилей. В этом соглашении говорится о том, что разрешено или запрещено делать в космосе. И именно благодаря ему гонка ядерных вооружений между США и СССР не перенеслась в космос.

Однако сегодня этот договор ставит барьеры на пути частного бизнеса, который готов более активно и масштабно развивать космические программы, чем государственные агентства, такие как НАСА.

1/5

«Раньше все это существовало только в области теории, — говорит Фабио Тронкетти, профессор права в Харбинском политехническом университете. — Но сейчас есть люди, которые настроены очень серьезно. Это все меняет».

Глава Moon Express Роберт Д. Ричардс, собирающийся «расширить экономическую сферу Земли до Луны и дальше», — далеко не единственный предприниматель, который хочет заниматься бизнесом за пределами нашей планеты.

Миллиардер Илон Маск, основатель компании SpaceX, смело заявляет, что через 10 лет отправит колонистов на Марс. А Джефф Безос, основатель Amazon, из собственных средств финансирует аэрокосмическую компанию Blue Origin и предсказывает, что в будущем космос станет местом жизни и работы миллионов людей.

Эти компании являются пионерами в своем деле, и их деятельность вызывает вопросы, которые почти не были затронуты в Договоре о космосе. Чем имеют право заниматься в космосе частные компании? Могут ли они добывать полезные ископаемые на Луне или астероиде и продавать их? Как правительства стран будут регулировать эту деятельность?

Обсуждение этих вопросов происходит во всем мире. Конгресс США начал разрабатывать законодательные меры, связанные с частным освоением космоса и регулированием этой деятельности. Высказываются опасения, что, если правительство США не пойдет навстречу аэрокосмическим компаниям, эти стартапы переедут в страны с более гибким законодательством, например, как ни странно это звучит, в Люксембург.

Договор о космосе, чье полное название звучит как «Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела», гласит, что «Луна и другие небесные тела используются всеми государствами-участниками Договора исключительно в мирных целях».

1/5

Этот договор также запрещает государствам присваивать какие-либо тела Солнечной системы путем провозглашения на них суверенитета.

Moon Express уперся в бюрократическую стену, потому что согласно договору любая деятельность неправительственных организаций — коммерческих в том числе — «должна проводиться с разрешения и под постоянным наблюдением соответствующего государства». (США настояли на этом пункте вопреки позиции СССР, который утверждал, что освоение космоса может проводиться только правительственными организациями.)

«У нас была поставлена задача, мы привлекли инвесторов, но до конца 2015 года не могли сдвинуться с места, — заявил Ричардс на майских слушаниях в сенатском комитете. — При этом все были только „за“. Но не было рабочего механизма, чтобы запустить процесс».

Разрешение на запуск и возвращение с орбиты космических аппаратов выдает Федеральное управление гражданской авиации США (ФУГА), отвечающее за безопасность людей, находящихся на земле. За спутники связи отвечает Федеральная комиссия по связи, а частные спутники дистанционного зондирования находятся в ведении министерства торговли США.

Однако в правительстве США пока что нет структуры, которая могла бы выдать разрешение или осуществлять наблюдение за таким инновационным проектом, как высадка частного космического аппарата на Луну. Moon Express потратила примерно год на переговоры с ФУГА, Государственным департаментом и другими ведомствами для того, чтобы, как выразился Роберт Ричардс, «поставить временную заплатку» и провести силами ФУГА экспертизу полезной нагрузки ракеты, которая позволила в итоге получить разрешение на запуск аппарата.

1/5

Однако оглашая свое решение, ФУГА заявило, что это разрешение относится только к запуску данного конкретного аппарата и даже Moon Express не может рассчитывать на то, что в будущем подобные ситуации тоже будут решаться в их пользу.

Moon Express начала обсуждать с ФУГА второй полет к южному полюсу Луны, и Ричардс убежден, что эта временная заплатка в законодательстве позволит компании успешно произвести все три запланированных запуска.

Однако если президент и Конгресс не смогут выработать лучшего решения, Moon Express, SpaceX, Blue Origin и прочие космические стартапы наткнутся на новые бюрократические барьеры — и задумаются о переезде в другие страны.

Впрочем, Ричардс настроен оптимистично.

«Все компании понимают, что существует некий риск, однако мы уверены, что правительство США примет законы, которые позволят нам заниматься этим и дальше», — сказал он во время октябрьского визита в штаб-квартиру своей компании во Флориде.

Еще один космический стартап называется Planetary Resources. Это небольшая компания, расположенная в ничем не примечательном бизнес-парке на окраине Сиэтла. Среди ее первых инвесторов были сооснователь Google Ларри Пейдж и Чарльз Симони, бывший старший архитектор ПО в Microsoft. Кроме того, компания получает финансовую поддержку со стороны Великого Герцогства Люксембург.

Planetary Resources ставит своей целью разработку месторождений на астероидах Солнечной системы. Люксембург, крохотное государство в Европе, имеет большой опыт в горном деле и вложил 200 млн евро (свыше 225 млн долларов) в индустрию, которой пока вообще не существует — в том числе, 28 млн долларов в Planetary Resources. За это, по словам вице-премьера Люксембурга Этьена Шнайдера, его страна приобрела 10-процентный пакет акций этой компании.

В апреле наследный великий герцог Люксембурга, его супруга и делегация люксембургских чиновников посетили Planetary Resources, облачившись в, прямо скажем, некоролевские костюмы — белые защитные комбинезоны, перчатки, шапочки и голубые бахилы — чтобы получше познакомиться с местом, где компания собирает маленькие спутники.

В июне Шнайдер вернулся в США и провел симпозиум, на котором присутствовало немало банкиров и венчурных капиталистов. Это наглядно продемонстрировало всему миру, что инвестирование в частные аэрокосмические компании является заслуживающим доверия вложением капитала.

К этим же выводам пришли и составители весеннего отчета Goldman Sachs, посвященного частному освоению космоса. «Добыча полезных ископаемых в космосе не так фантастична, как кажется, — говорится в этом отчете. — Если чисто психологически бурение на астероидах представляет трудности, то с финансовой и технической точки зрения в этом нет ничего невозможного».

На презентации в Нью-Йорке Шнайдер охотно признал, что разработка месторождений на астероидах действительно звучит как что-то из области фантастики, и его часто спрашивают, почему Люксембург тратит на эти изыскания такие деньги.

Шнайдер рассказал, что во время посещения Кремниевой долины в 2012 году он познакомился с Саймоном Питом Уорденом, который в то время возглавлял исследовательский центр Эймса при НАСА, и тот предложил ему подумать об участии Люксембурга в программе по разработке недр астероидов.

«Я слушал его и думал, где он достал такую травку», — вспоминает Шнайдер.

1/5

Однако дальнейшие исследования и обсуждения убедили его в перспективности этой затеи.

Для начала Planetary Resources собирается в 2020 году отправить с геологоразведочной миссией космический аппарат в виде пончика на один из ближайших к Земле астероидов.

Некоторое время спустя компания планирует приступить собственно к разработке недр, начав добычу, как ни разочаровывающе это прозвучит, обычного льда. Однако лед — это не только вода, которую могут пить космонавты, но и источник водорода и кислорода. Оба газа могут использоваться в качестве ракетного топлива, а кислород, разумеется, еще и для дыхания.

Если говорить о коммерческой привлекательности, то Planetary Resources рассчитывает на то, что когда им удастся наладить добычу льда на астероиде, на воду, водород и кислород найдется покупатель, например, то же НАСА.

Затем компания планирует начать добычу платины, текущая цена на которую составляет свыше 30 долларов за грамм, и других драгоценных металлов.

Для того, чтобы облегчить выполнение этих задач, Люксембург принял закон об освоении космоса, который вступил в силу этим летом. Planetary Resources открыла в этой стране свой европейский филиал. Все это вынуждает американских законодателей еще активнее заниматься разработкой законов, регулирующих деятельность частных космических компаний.

Из Договора о космосе неясно, разрешено ли в принципе заниматься такой коммерческой деятельностью. Так в статье 2 говорится: «Космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, не подлежит национальному присвоению ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни любыми другими средствами».

1/5

Если США не имеет права присвоить небесное тело, то может ли частная компания присвоить полезные ископаемые, добытые на этом небесном теле? Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах, заключенное в 1979 году, гласит, что добытые в космосе полезные ископаемые делятся между всеми государствами Земли, однако большинство стран, в том числе США, не подписали и не ратифицировали его.

Два года назад президент Обама подписал принятый Конгрессом закон, согласно которому частные компании получили право собственности на все добытые ископаемые, хотя, в соответствии с Договором о космосе, они не имеют право провозглашать своей собственностью сами небесные тела.

В этом году Конгресс снова возвращается к Договору о космосе, надеясь, что зарождающие частные компании активно займутся освоением Солнечной системы.

Республиканцы в Конгрессе заявляют, что новые космические программы должны реализовываться «свободно и без запретов, в том же духе, в котором развивались инновационные проекты в интернете». Весной Комитет по науке и технике собрал эти предложения в один законопроект и направил его на рассмотрение в Конгресс.

Согласно этому законопроекту право регулирования перейдет к Управлению по коммерческому использованию космоса, у которого будет 60 дней на то, чтобы одобрить или отклонить космический проект, представленный той или иной компанией. Палата представителей еще не приняла этот законопроект к рассмотрению, а Сенат работает над его редакцией.

Представители Moon Express и Planetary Resources говорят, что не хотят превращать космос в зону безграничной свободы и не собираются отказываться от Договора о космосе.

1/5

«Мы хотим, чтобы космос был средой, населенной людьми с чувством ответственности, — говорит Питер Маркес, вице-президент Planetary Resources по вопросам международного сотрудничества. — Детей нельзя оставлять без присмотра взрослых. Если все превратится в Дикий Запад, где каждый делает, что хочет, то это будет идти вразрез с принципами Договора о космосе».

Эти компании, хотят, чтобы регулирование осуществлялось без ненужных препон и надеются, что правительство США солидарно с ними в этом вопросе. По словам Ричардса, как только упадет стоимость транспортировки, появятся и новые коммерческие возможности.

За миллиарды лет на Луну упало столько астероидов, что на ней должно быть немало платины и других драгоценных металлов. В лунной коре содержится гелий-3, образовавшийся в результате облучения солнечным ветром, который в будущем можно будет добывать для получения энергии.

Семейство недорогих в использовании космических аппаратов Moon Express может принести огромную пользу науке, добывая образцы грунта не только на Луне, но и на других планетах.

Второй аппарат Moon Express доставит на Луну экспериментальный телескоп Международной ассоциации лунных обсерваторий размером с обувную коробку. Возле южного лунного полюса, который почти постоянно освещен Солнцем, есть несколько мест, идеальных для создания там астрономической обсерватории.

Возможно, будут введены ограничения на участки лунной поверхности, постоянно освещенные Солнцем, так как это ценные ресурсы, за которые со временем развернется борьба между государствами и частными компаниями.

Ричардс сравнивает этот грядущий момент с Калифорнийской золотой лихорадкой, когда золотоискатели соперничали друг с другом в борьбе за самые выгодные участки. Однако он уверен, что на Луне конкурентам удастся договориться между собой.

«Не думаю, что там будут настоящие мошенники, — говорит он. — Однако споры за территорию вполне возможны. Впрочем, все это проблемы будущего, и я жду не дождусь, когда это будущее наступит».

Государство и общество

Ждем новостей

Нет новых страниц

Следующая новость