Дмитрий Плахов: Банки отрицают криптовалюты из-за анархистских высказываний криптоэнтузиастов

Делитесь и голосуйте:

– Расскажите о своем бэкграунде, с какими самыми интересными блокчейн-проектами вам приходилось работать?

– В нашем Сообществе блокчейн-разработчиков, которое я возглавляю в Санкт-Петербурге с 2017 года, мы создаем децентрализованные приложения и различные блокчейн-решения для корпораций. Но не на основе публичных распределенных реестров, как, например, Bitcoin и Ethereum, а на базе корпоративных блокчейнов приватных сетей, таких как Hyperledger Fabric. Мы создаем доверенную среду между организациями и контрагентами, которые могут взаимодействовать без бюрократии и без излишней бумажной волокиты.  

Когда есть такие узкие места, как документооборот, или бухгалтерия и взаиморасчеты, благодаря блокчейну их можно улучшить, ускорить и сократить расходы компании на эти взаимодействия. 

Что же касается криптоанархизма, то мы не сторонники этой идеи – не пытаемся исключить влияние корпораций и банков на экономическую систему. Возможно, в какой-то исторической перспективе общество сможет взаимодействовать без посредников в лице банков и корпораций, но в ближайшие годы мы будем работать в компаниях, и будем продолжать пользоваться банковскими услугами и продуктами. Поэтому сейчас мы пытаемся быть синхронизированными с современными технологиями и делаем блокчейн-приложения, которые используются и в банках, и в крупных российских компаниях. 

Если говорить о моем опыте, то я свыше 20 лет в ИТ-индустрии. В последние годы руководил разработкой OpenStack в компании Сбербанк-Технологии, потом перешел в блокчейн-лабораторию Сбербанка.

Благодаря опыту в финансовой сфере, мне удалось разобраться в ряде банковских продуктов и предложить решения по их цифровизации, и переводу на блокчейн. С осени прошлого года работаю в российской компании ОЦРВ, перед которой поставлены масштабные задачи по цифровизации железнодорожной отрасли. Руковожу производственно-исследовательской лабораторией блокчейн, результатом исследований которой стала разработка российской платформы для взаиморасчетов и взаимоконтроля между дочерними компаниями РЖД и другими контрагентами.

Мы также внесли свои компетенции в Центр технологий распределенных реестров СПбГУ, в котором я возглавляю Технический комитет. В Центре был разработан инструмент для анализа блокчейн-платформ. Система автоматически собирает и обрабатывает информацию по 20 репозиториям платформ распределенных реестров, с помощью которых создаются приложения на блокчейне. Аналитическая информация будет регулярно публиковать на сайте Центра.

Хочу еще раз подчеркнуть, что важно не только работать над практическим внедрением технологии блокчейн в компаниях, но и проводить исследовательскую работу, которая закладывает фундамент дальнейшим разработкам. 

– Насколько ситуация на крипторынке влияет на развитие блокчейн-технологии?

– Нужно разделять понятие блокчейна и криптовалют. Блокчейн - это технология, которая имеет свойство распределенного реестра и консенсуса, историческую неизменность данных и, в определенных случаях, вознаграждение майнера за его работу. Криптовалюты же могут быть централизованными и без какой-либо DLT-технологии. 

Но тема криптовалюты возникла из этой маленькой особенности блокчейна, когда человек за поддержание работоспособности сети получает вознаграждение, поэтому именно майнинг стал драйвером создания криптовалют и маркетинговым ходом для распространения технологии по всему миру. 

Сейчас уже многие набили шишки на мошеннических схемах, связанных с криптовалютами. После всего этого хаоса и безобразия появилось более ясное понимание экономического процесса криптовалют, и мы уже понимаем, что нужно делать в дальнейшем, чтобы исключить мошеннические схемы и взаимодействия. 

Именно поэтому мы разбираемся во всех платформах, которые на сегодняшний день существуют. Конечно, предпочтение отдаем Bitcoin, Ethereum, Hyperledger Fabric, которые используем как базовую платформу – это все Open Source проекты, где сообщество разработчиков и пользователей всегда может разобраться, какие функции и какой код скрыт в продукте. 

Это позволяет большинству участников процесса проверять состояние сети. Нужно понимать, что блокчейн – это история о содружестве и партнерстве, поскольку нельзя быть участником какой-то блокчейн-платформы, будучи изолированным и скрытным, создавая какие-то секретные решения и не доверяя другим.  

– Почему банковский сектор более дружественный к блокчейну, но на криптовалюты смотрит с опасением?

– Думаю, дело в том, что сообщество криптотрейдеров, разработчиков различных платформ криптовалютных токенов поставили себя в оппозицию текущей финансовой системе, пытаясь противодействовать сложившейся традиции и алгоритмам работы банков. Именно поэтому банки отрицают криптовалюты.  

Конечно же банки, имея хорошие позиции в государстве и лицензии, не могут принять данность, которую им диктует мир криптовалют – это волатильность и неконтролируемость. Криптоактивы не контролируются ни государствами, ни правительствами, ни какими-то международными соглашениями или биржами. При этом невозможно определить, какие организации или частные лица стоят за самыми популярными криптовалютами.

Но опять же стоит разделять технологию блокчейн и криптовалюты. Что касается внедрения технологии блокчейна, то здесь банки одни из первопроходцев и наиболее активных участников. Ведь сама технология предоставляет банкам определенное преимущество. Есть, например, замечательное решение для межбанковского взаимодействия – SWIFT. Система отличная, но она централизована и подключает к экосистеме банки на определенных условиях, при этом банки взимают какие-то свои комиссии за услуги SWIFT-перевода. Но несмотря на эти преимущества, все равно существуют некие задержки даже в таких платежах. Когда появится решение на блокчейне как SWIFT, которое сделает все операции мгновенными и прозрачными, и при этом они не будут стоить банку огромных денег, то такое решение моментально завоюет благосклонность банков по всему миру. Сейчас уже есть IBM Wire, Hyperledger Fabric, Stellar, который уже эту технологию предоставляет. 

– Какая роль блокчейна и биткоина в платежных системах?

–На сегодняшний момент роль криптовалют в платежных системах абсолютно отрицательная и криминальная. То есть любые платежи в любом государстве, конечно, должны контролироваться. Организацией, которая выпускает денежные знаки в любой стране является центробанк. И именно он является владельцем этих денежных знаков, облигаций и прочих монет. 

При этом биткоин-платежи не отслеживаются каким-либо контролирующим органом. А вот белых схем вывода криптовалют в фиат, согласованных с контролирующими органами, их в мире практически нет.  

Безусловно, для трансграничных платежей биткоин-переводы дешевле, чем традиционные банковские. Но, если вы захотите воспользоваться серой схемой, то останетесь с этими биткоинами и ничего не сможете с ними сделать, поскольку они находятся в нелегальной зоне, и таким образом являетесь фактически нарушителем. Только в некоторых странах так или иначе разрешены платежи с использованием биткоина, но и там предварительно необходимо пройти процедуры KYC/AML. 

– Как изменится рынок платежных систем с запуском Libra и TON?

– Решение, на которое рано или поздно перейдет весь мир – это единая платформа, учитывающая интересы всех игроков из разных секторов рынка. Мне кажется, что для каждого случая будет какая-то своя платформа. Допускаю, что криптовалюта или блокчейн-решения для соцсетей это в принципе интересная задача. Но такое решение уже было. Мы все знаем, что был проект Steеm и его российская репликация Golos, там раскрыта тема заработка в соцсети. 

Что нового может принести Facebook в эту тему я, затрудняюсь сказать. Поскольку Steеm это децентрализованная система, где каждый участник может разместить у себя ноду и просмотреть прозрачность транзакций, – это идеологически правильное блокчейн-решение. Facebook же предлагает централизованное решение, где он будет владельцем всех нод. Складывается ощущение, что это еще одна бонусная система, как например скидочные карты «Пятерочки» или мили «Аэрофлота». Это тоже можно назвать в принципе аналогом криптовалют, потому что мы не получаем от «Аэрофлота» деньги, а некие единицы, которые можем реализовать в пределах его бонусной программы. Думаю, точно также будет работать и Libra. 

Конечно, если Facebook станет оператором платежей онлайн-магазинов в соцсети, то тогда бонусная система будет иметь смысл. Но мало кто будет ей доверять. Потому что и так уже данные пользователей соцсети отданы в эту организацию, которая очень сильно нас контролирует и анализирует наше поведение, управляет желаниями. А если еще это будет завязано на денежный обмен, мы попадем в какую-то кабалу от Facebook. И сейчас я выражаю не только свое мнение, а мнение большого числа людей, которые заботятся о личной безопасности и свободе. В том виде, в котором сейчас заложена Libra, она небезопасна, и скорее вызывает недоверие и нежелание пользоваться этой системой.

– Насколько благоприятны условия для развития крипторынка в РФ?

– Они неблагоприятны. Я еще не видел никакого одобрения, никаких радостных лиц контролирующих органов при слове «криптовалюты» и «блокчейн». Конечно, никакой помощи от государства и разрешений мы пока в этой области не получали. 

Но работа в этом направлении проводится, я сам участвовал в правительственных заседаниях и по-прежнему остаюсь в экспертном совете по блокчейну и криптовалютам в Госдуме РФ. Мне кажется, что все идет своим чередом. У законотворцев пока очень много вопросов к блокчейну и к обороту криптовалют в России. Действительно, наверное, сложно найти какие-то инструменты для налогообложения такого обращения, именно поэтому скорее всего эти законы не принимаются. К тому же тяжело предположить, какую роль сыграет этот закон – будет он во благо или закроет последнюю возможность развития для криптовалютного бизнеса в России и оборвет целую отрасль экономики.

– Какие трансформации должна пережить криптоиндустрия, чтобы получить статус зрелого рынка?

– Все зависит от регулирования. Не только в каждой отдельной стране, но и в мире. Но нужно понимать, что не могут все игроки играть по одним правилам, потому что у нас была бы тогда одна страна с одной и той же конституцией. Нужно понимать, что у всех разное прошлое, разные культуры, разные амбиции. Думаю, что это утопия, что земной шар покроет одна сеть из определенных узлов и конфигураций. Но допускаю, что между игроками определенного сектора, например страховыми или логистическими компаниями, может быть единая платформа для взаимодействий. 

Но опять-таки расстояние между рельсами в России чуть больше, чем расстояние между рельсами во всей Европе. И у каждого свои стандарты. Такая же история будет ожидать и блокчейн-системы. К какому-то эталону мы будем довольно долго идти.

Государство и общество

Ждем новостей

Нет новых страниц

Следующая новость