Будет ли ЕС участвовать в мировой войне государственных цифровых валют?

Делитесь и голосуйте:

12 мая ЕЦБ заявил, что разрабатывает CBDC (цифровую валюту центрального банка) для розничной торговли. Это подтверждает озвученные в октябре намерения европейских бизнесменов и политиков ускорить разработку цифрового евро для противостояния глобальным негосударственным стейблкоинам типа Libra. Но на фоне успехов Китая в аналогичном проекте цифрового юаня ускорение работ в Европе принимает новый оттенок. Реальная война может начаться не между государственными и негосударственными стабильными криптовалютами, а между разными государственными монетами.

Три главных проекта государственных стейблкоинов

Сейчас на планете три крупнейших разработчика CBDC — Китай, ЕС и США. Китайский проект, если верить заявлениям, технически готов. В мае начато тестовое использование цифрового юаня рядом компаний, среди которых — McDonald's, Starbucks, Subway. В мире усиливаются опасения, что Китай во время кризиса может использовать свою пока единственную среди сверхдержав криптовалюту для передела мирового рынка.

Хотя преимущества CBDC внутри государства перед другими электронными переводами остаются спорными, в международной политике такие активы могут оказаться мощным оружием. И хотя ЕС в октябре не сильно торопился за Китаем, а США вовсе отказывались от участия в гонке, весной им пришлось активно вступить в нее. В марте США начали исследование вероятных выгод и издержек такого проекта в сложных условиях кризиса, а Банк Франции приступил к моделированию межбанковских расчетов с помощью CBDC. 12 мая ЕЦБ заявил об активном ходе работ для розничного внедрения цифрового евро. Не ожидает ли нас в скором будущем война государственных стейблкоинов?

Конкурентные возможности государственных стейблкоинов

Предположим, что некая крупная страна сегодня выводит на рынок CBDC с низкой инфляцией. Какие активы будут ее основными конкурентами?

CBDC и децентрализованные криптовалюты

Хотя цифровой фиат порой называют государственной криптовалютой, он технически сильно отличается от привычных криптовалют и может вовсе не иметь блокчейна. CDBC не будет интересен энтузиастам децентрализации, желающим независимости от центробанков. Не будет такая валюта интересна и долгосрочным криптоинвесторам и спекулянтам, так как не волатильна и не ограничена в эмиссии.

Но в ряде аспектов CDBC может составить конкуренцию классическим криптовалютам. Благодаря стабильной цене она удобнее как платежное средство. CBDC может занять промежуточную нишу между электронными фиатными системами типа PayPal и классической криптовалютой типа биткоина. Не исключено, что CBDC можно будет беспрепятственно перемещать через границу, как и биткоин. Тем не менее, несмотря на определенную конкуренцию, у централизованных и децентрализованных криптовалют будут свои ниши. И далеко не все магазины захотят отказаться от биткоина в пользу очередного paypal, даже если он не будет требовать идентификации.

CBDC и корпоративные стейблкоины

Здесь будет происходить лобовая конкуренция, в которой у CBCD есть крупные козыри. Это колоссальные ресурсы государства для поддержания стабильности курса, а также надежность самого эмитента. Самый известный действующий стейблкоин — Tether — не раз подвергался нападкам за непрозрачность резервного фонда. В 2019 году G7 вовсе высказала негативное отношение к корпоративным стейблкоинам как таковым. Остановлены проекты корпоративных валют Libra и Gram. Поэтому если теперь на рынке появится государственная альтернатива корпоративным стейблкоинам, многие предпочтут ее просто в силу больших гарантий ее сохранения.

CBDC и традиционный фиат

В этой конкуренции CBDC также имеет шансы на немалый успех, в первую очередь — против валют нестабильных экономик. Высокая инфляция нацвалюты, как показывает практика многих стран, сильно увеличивает интерес граждан к цифровым активам. Особенность нынешней ситуации в том, что меры по поддержке населения во время пандемии значительно увеличили денежную массу даже ведущих экономик. Ни доллар, ни евро не застрахованы от массового перетока капиталов в стабильный CBDC.

Сегодня инвесторы, которые боятся девальвации мировых валют, вкладывают средства в такие активы, как золото и распределенные криптовалюты. Последние, впрочем, отпугивают многих своей непредсказуемостью.

Что же касается корпоративных стейблкоинов, то большинство их них привязаны к фиату или упомянутому золоту, поэтому мало что нового добавляют. И если бы на рынок пришел новый низкоинфляционный, но стабильный, актив со свободным трансграничным перемещением, он перетянул на себя заметную часть фиатных капиталов.

CBDC между собой

Мировая война крупных CBDC — одна из самых загадочных перспектив, относительно которой остается много вопросов. Предположим, что в ближайшее время Китай выпустит CBDC и начнет перетягивать «паству» у доллара. На это у США может быть несколько ответных мер. Как силовых — запрет американцам покупать цифровой юань и санкции правительству Китая — так и конкурентных, через экстренный запуск цифрового доллара. Трудно сказать, насколько эффективны могут быть силовые меры в условиях сложной ситуации в американской экономике.

С другой стороны, цифровой доллар, если его курс будет привязан к фиатному доллару, не застрахует держателей от инфляции. Значит, чтобы противостоять цифровому юаню, цифровой доллар было бы разумно сделать самостоятельной денежной единицей. Но это тоже неоднозначная мера, которая грозит конкуренцией цифрового доллара с обычным (который для многих останется единственным королем рынка в противоположность экспериментальному «выскочке»). Опыт венесуэльской государственной цифровой валюты Petro показал, что в принципе такая валюта может работать отдельно от фиата (обрушившегося боливара). Впрочем, подлинной стабильности курса ей обеспечить не удалось, да и в целом проект Petro оказался столь скандальным, что по нему вряд ли стоит судить о более серьезных CBDC.

Оптимальный вид государственного стейблкоина определится исторически

Пока неясно, какие функции государства готовы предусмотреть в своих стейблкоинах ради их успешности. Важным конкурентным преимуществом валюты будет стабильность курса, но это не единственный фактор. Также важна степень «анархичности» валюты.

С одной стороны, чем ближе по своим возможностям CBDC будет к децентрализованным криптовалютам со свободным трансграничным перемещением и той или иной степенью анонимности, тем больше пользователей она может привлечь. Но одновременно — получить популярность в незаконных действиях и навлечь на себя и своего эмитента санкции других государств.

С другой стороны, чем сильнее будут транзакции CBDC напоминать обычный банковский перевод — тем сомнительней претензия таких валют на роль нового инструмента геополитики.

Возможно, в мире появится несколько CBDC с разными свойствами, и между ними пойдет как экономическая конкуренция, так и политическое противостояние. Ключевые страны могут заключить соглашения, ограничивающие слишком «неспортивные» функции CBDC, но нельзя исключить, что какой-то удачно продуманный проект все равно составит угрозу остальным государственным валютам (как традиционным, так и цифровым). Реально успешные формы CBDC выявятся в результате одновременно естественного и искусственного отбора вариантов.

А пока даже Китай не знает всех возможностей своего проекта и с трудом представляет, какими последствиями грозит мировой запуск цифрового юаня, если он «случайно» покусится на гегемонию доллара.

Государство и общество

Ждем новостей

Нет новых страниц

Следующая новость