Анатолий Рожков: Беларусь является самой открытой и привлекательной страной для любого IT-бизнеса

Делитесь и голосуйте:

– Расскажите немного о себе и о том, что вас связало с криптоиндустрией.

– Меня зовут Анатолий Рожков, я являюсь управляющим партнером юридической фирмы «БизнесЭдвайзерс». Наша фирма специализируется на юридическом сопровождении вступления международных IT-компаний в белорусский Парк высоких технологий (ПВТ), последующем правовом обслуживании IT-компаний резидентов ПВТ и подготовке необходимых документов для деятельности таких компаний. Среди наших кейсов есть также сопровождение проектов в сфере блокчейна и регулирования криптовалют вступивших компаний резидентов ПВТ.

– Как повлиял на ситуацию в стране Декрет о развитии цифровой экономики? 

– Отлично!  Декрет президента Беларуси «О развитии цифровой экономики» (далее по тексту – Декрет) очень благоприятно повлиял на ситуацию в стране в части реального развития информационных технологий и становления IT-движения. Декрет не только расширил и ввел новые виды деятельности для резидентов Парка высоких технологий, но и разрешил его резидентам заключать ряд сделок, свойственных англо-саксонской системе права. Также Декрет позволил закрепить в правовом поле правоотношения в области регулирования токенов, криптовалют и блокчейна для резидентов ПВТ. 

Сегодня положительный эффект действия Декрета можно увидеть по количеству вступления новых резидентов в Парк высоких технологий, в профессиональных кругах мы дали определение этому феномену – «IT паломничество». Только за 2018 год резидентами Парка стало компаний больше, чем за весь предыдущий период деятельности ПВТ. По состоянию на октябрь 2019 года его резидентами уже стали 684 компании.

После Декрета в стране произошел настоящий бум развития IT-компаний и становления Startup-движения. На белорусском рынке стали появляться не только белорусские IT-компании, но и крупные международные игроки, которые активно приходят в Беларусь и открывают здесь свои офисы разработки (R&D). 

Отдельно отметим, что декрет также позволил официально функционировать компаниям резидентам ПВТ, которые занимаются криптовалютой и блокчейном. Декрет комплексно закрепил правовые аспекты выпуска и оборота криптовалют и токенов на территории Беларуси и предоставил возможности для приобретения, отчуждения, размещения и совершения иных действий с криптовалютами и токенами, прибегнув к услугам криптобирж и криптоплатформ, которые могут быть зарегистрированы в качестве резидентов ПВТ.

– Принимались после Декрета еще какие-нибудь «криптовалютные» законопроекты или нормы? 

– В Беларуси 6 марта 2018 года был утвержден Национальный стандарт бухгалтерского учета и отчетности «Цифровые знаки (токены)», и внесены соответствующие дополнения и изменения в некоторые постановления Министерства финансов Республики Беларусь. 

– Как Национальный банк Беларуси относится к криптовалюте? 

– Отношение Национального Банка к криптовалюте достаточно настороженное: платежи юридических лиц за приобретаемые или отчуждаемые токены могут осуществляться по сделкам, заключенным только через резидентов ПВТ, при этом банкам следует регламентировать контроль за совершением операций с криптовалютами и иными цифровыми знаками в рамках законодательства о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем. В то же время, что касается технологии блокчейн, то белорусские банки отнюдь не прочь использовать ее в своей деятельности. Насколько мне известно, белорусский банк выпускал банковские гарантии с применением данных технологий.

– Расскажите подробнее о Парке высоких технологий, для чего он нужен? 

– Парк высоких технологий – это особая правовая и экономическая зона со специальным налогово-правовым режимом в Беларуси, призванная помогать созданию и становлению IT-бизнеса и стартап-проектов в рамках концепции развития цифровой экономики страны. Правовой режим ПВТ действует на всей территории Беларуси. Вы можете зарегистрироваться в качестве резидента в любом городе государства и использовать все преимущества ПВТ, независимо от того, где размещается офис вашей белорусской компании: от областного центра до небольшого населенного пункта. Это позволяет в полной мере использовать образовательный, научно-исследовательский, профессиональный и инфраструктурный потенциал всей страны.

Таким образом, зарегистрированные резиденты ПВТ могут пользоваться предоставляемыми им преференциями, налоговыми и правовыми льготами, независимо от места расположения их офиса. Для поддержки и развития своих IT-проектов резиденты ПВТ получают специальный правовой режим в виде освобождения от уплаты корпоративных налогов, включая оплату НДС и налога на прибыль.

– Не мешает ли условная изолированность Беларуси развитию криптоиндустрии в стране? 

–  Я бы совсем не согласился с характеристикой «изолированности», такого даже близко нет в отношении Беларуси. На сегодняшний день наша страна является, по моему мнению, самой открытой и привлекательной для любого иностранного IT-бизнеса. Об успехах наших резидентов ПВТ: EPAM Systems, IBA Group, World of Tanks, iPay, Viber, IBA Group, MSQRD, Itransition и множество других компаний известны во всем мире.

– Сколько криптовалютных бирж на данный момент работает в Беларуси? 

– В Беларуси зарегистрированы две действующие криптобиржи-резиденты ПВТ: ООО «Карренси Ком Бел» и ООО «Криптотрейд».

– Многие страны сейчас готовятся к запуску национальных цифровых валют. Готовит ли Беларусь нечто подобное?

– Насколько мне известно – нет.

– Какие юрисдикции являются наиболее благоприятными для криптобизнеса?

– Сложно сказать, так как законодательство в различных странах постоянно меняется. Кроме того, национальные регуляторы объединяют свои усилия для того, чтобы разработать единые стандарты в области регулирования криптовалют, что приведет в будущем периоде к новым изменениям и, возможно, единым подходам во многих юрисдикциях к регулированию криптобизнеса. Однако все-таки можно отметить Эстонию и Швейцарию.

 Эстония обладает благоприятной экосистемой для криптобизнеса благодаря прогрессивной модели электронного правительства и прописанным стандартам. Как участница Европейского Союза, Эстония подпадает под ряд директив, направленных на регулирование деятельности, связанной с критовалютами, однако, на государственном уровне в стране созданы все условия для их развития. Основные плюсы Эстонии – это понятная система налогообложения, небольшие финансовые вложения, безопасность с точки зрения государственного регулирования, прозрачность организационного контроля и регулирования деятельности в области криптобизнеса.

Швейцария всегда была широко популярной страной для ведения бизнеса, в первую очередь, из-за своей разумной налоговой политики. Абсолютными плюсами в данной стране являются надежность, развитие технологий и заинтересованность местных банков в регулировании сделок с криптовалютой, правильная экосистема для развития криптобизнеса. Однако минусом является высокая стоимость открытия и содержания компании на территории этой страны.

– Могут ли криптовалюты в будущем конкурировать с фиатом? 

– Думаю, в ближайшие несколько лет нет. В то же время в некоторых странах криптовалюта становится все более и более популярной. В любом случае, государственные и банковские регуляторы будут определять такие правоотношения в регулировании криптовалют. 

– Нужно ли вообще регулирование крпитосфере? 

– Я отвечу как юрист: да, такое регулирование необходимо, так как и любые иные правоотношения в обществе.

На мой взгляд, криптосфера должна еще очень сильно усовершенствоваться, технологии не стоят на месте. Кроме того, не забываем про правовые и этические дилеммы, и в том виде, в котором регулирование криптовалют существует сегодня – это лишь начальный этап развития. 

Государство и общество

Ждем новостей

Нет новых страниц

Следующая новость