Александр Беспалов: В РФ юридически нет ни одной криптовалютной биржи

Делитесь и голосуйте:

– Расскажите, как вы попали в криптоиндустрию? 

– В начале 2017 года давние партнеры попросили помочь им разработать бизнес-план и привлечь инвесторов на группу проектов, связанных с криптоиндустрией: производство майнингового оборудования, строительство дата-центра, информационный портал, компания-разработчик ПО для управления майнингом и др.

Придя к ним как консультант, в дальнейшем я возглавил группу компаний и занимался там управлением и маркетингом, а также взаимодействием с инвесторами.

Расскажите об IR Capital Partners. 

– Это фонд, достаточно далекий от сферы криптовалюты, он инвестирует в действующие бизнесы, которые уже генерируют прибыль, но в первую очередь в более «приземленных» сферах – где есть материальные активы. В рассмотрении у нас спорт-центры, стоматология, рестораны и кафе, небольшие производства, парки VR-развлечений и др.

Мы рассматриваем и IТ-проекты, но только уже работающие и имеющие какую-то материальную составляющую. Для этого фонда сфера криптоиндустрии слишком рискованная, так что криптопроекты мы, как правило, не рассматриваем. 

Хотя в Клубе специалистов по работе с инвесторами (Investor Relations Club), который я создал с партнерами в прошлом году, есть и инвесторы, активно занимающиеся криптопроектами.

– Как продвигается в России легализация криптовалют и каким регулирование будет в итоге? 

– Пока, к сожалению, почти никак. Федеральный закон о цифровых активах так пока и не принят. Так что, криптовалюты по-прежнему находятся в «серой» зоне – не разрешены, но и не запрещены.

Как будет эта сфера отрегулирована в итоге – прогнозировать сложно, так как слишком разные задачи у ведомств, которые участвуют в процессе легализации: от ЦБ и ФСБ до Минфина и Минэкономики. Пока они никак не могут договориться.

– Контролируют ли финансовые регуляторы операции с цифровыми активами? 

– Так как нет понятия цифровых активов, то и контроля за ними, как за отдельным видом активов, нет. Контролируются обычные финансовые операции физических и юридических лиц. 

Но, без принятия соответствующего закона, операции с криптовалютой у нас в стране почти всегда автоматически по 115-ФЗ попадают в разряд «сомнительных», так что мы до сих пор не можем приобрести криптовалюту за безналичный расчет, хотя формально это и не запрещено. Банк скорее всего не пропустит такой платеж, или запросит документы, которые будет невозможно предоставить. Есть исключения, когда это удается сделать, но в основном, это именно исключения.

– Какие условия в РФ для работы криптовалютных бирж и много ли их в стране?

– В РФ нет юридически ни одной криптовалютной биржи именно по причине отсутствия законодательства по цифровым активам. При этом де-факто давно работают биржи вроде EXMO или Yobit, по сути являющиеся российскими, а также представительства Huobi и других крупных бирж. Однако повторюсь, юридически они все структурированы не в РФ.

– Наблюдается ли приток инвестиций в криптовалюты с ростом рынка?

– Рынок, конечно, подвержен колебаниям – в момент падения в 2018-2019 года многие инвесторы вышли из крипторынка, в том числе и с большими потерями.

Сейчас наблюдается некоторое оживление, однако, я бы не рассчитывал на новый хайп в ближайшем будущем. А инвестиции в проекты, связанные с технологиями и блокчейном, никуда и не уходили. Стратегически инвесторы по-прежнему делают ставку на технологические решения.

– В ноябре в силу вступил закон об изоляции рунета. Повлияло ли это на криптоиндустрию в стране и как может отразиться на ней в будущем?

– Нет, этот закон принципиально никакого отношения к криптоотрасли не имеет. И не вижу, как может серьезно повлиять на нее, по крайней мере напрямую.

А в целом, конечно, ужесточение контроля за интернет-трафиком негативно влияет на свободу действий пользователей и вынуждает искать решения по обеспечению защиты личных данных, в том числе и от государства.

– Как в России развивают технологию блокчейн и почему планы «Ростеха» по финансовым вливаниям в ее развитие сократились?

– Не могу комментировать действия «Ростеха». Думаю, у них достаточно своих причин для принятия инвестиционных решений. Однако в целом могу сказать, что на волне хайпа блокчейн зачастую был переоценен, как технология, и использовался там, где не был эффективен. Возможно, они просто пересмотрели портфель с целью повышения его эффективности и актуальности.

А пилотные проекты на блокчейне существуют в России и в банковском секторе, и в секторе государственных услуг и управления, и в частных компаниях. И, думаю, будут только развиваться.

– Часто ли используется блокчейн российским бизнесом? 

– Нет, пока что это происходит на уровне пилотных проектов, технология еще слишком «сырая», чтобы внедрять ее массово. Пока компании присматриваются к ней, оценивают эффективность и актуальность ее использования в своих продуктах и бизнес-процессах.

– Какие перспективы развития блокчейн-технологий в стране вы видите? 

– Мне кажется, что наиболее интересные перспективы использования блокчейна в сфере финансов, банков и страхования, а также в логистике. 

Государство и общество

Ждем новостей

Нет новых страниц

Следующая новость