Афера века: заговор по передаче криптоотрасли банкам

Делитесь и голосуйте:

Содержание статьи:

  • Стейблкойны: ключ к приручению крипто
  • «Отдать в руки банков»
  • Можно ли остановить захват стейблкона?

Секретная криптовалютная стратегия администрации президента США Байдена становится ясна: правительство Штатов стремится заставить эмитентов стейблкоинов перейти в руки крупных банков.

«То, что ты параноик, вовсе не означает, что тебя не преследуют». Эту поговорку приписывали всем — от Генри Киссинджера до Курта Кобейна, но в наши дни она может стать подходящим девизом для криптовалютной отрасли.

В 2021 году участники криптовалютной индустрии утвердились во мнении, что правительство США что-то против них замышляет. Ряд решений, принятых SEC и другими регуляторами, прямо указывали на то, что федеральные чиновники настроены по отношению к крипто враждебно – по сути, администрация Байдена ведет хитрую стратегию, нацеленную на то, чтобы укротить отрасль, которую она считает для себя угрозой.

Судя по интервью с некоторыми бывшими регуляторами и руководителями ведущих криптофирм, американское правительство нацелено не на уничтожение криптовалюты, а на ее кооптацию путем передачи основной части криптоиндустрии — стейблкоинов — в руки крупных банков. По мнению регуляторов, это поможет «усмирить» свободную криптоэкономику.

«Это очень продуманная доктрина о том, как не допустить слишком быстрого и чрезмерного развития крипто», — объясняет Майя Зехави, крипто-предприниматель и инвестор, консультировавшая регулирующие органы.

Кто именно стоит за этой стратегией? Хотя многие считают архитектором антикриптовалютной политики администрации Байдена амбициозного председателя SEC Гэри Генслера, его влияние явно преувеличено. Тон задают министр финансов Джанет Йеллен, сенатор Элизабет Уоррен и группа ветеранов Федеральной резервной системы.

По словам Зехави и других экспертов, администрация Байдена не намерена полностью уничтожать стейблкоины. Их цель —  отсечь токены, которые они относят к «теневым» (такие как Tether), и поставить под эгиду банковской системы США «дружественные регуляторам» стейблкоины наподобие Circle и Paxos.

Действия регулирующих органов прямо указывают на то, что данный план уже реализуется. Сможет ли криптоорасль не попасть во владение крупных банков, которые она намеревалась разрушить?

Биткоин появился в 2008 году, однако для того, чтобы воспринимать криптовалюту серьезно, правительству США понадобилось более 10 лет. И произошло это благодаря стейблкойнам.

По словам исполнительного директора некоммерческой организации Coin Center Джерри Брито, переломным моментом стало объявление Facebook в 2019 году о запуске собственной цифровой валюты. Компания заявила, что валюта, первоначально называвшаяся Libra, будет стабильной монетой, привязанной к корзине государственных валют.

Facebook едва ли не первым додумался до идеи стейблкоина. Еще в 2014 году пользователи криптовалют полагались на цифровые токены, привязанные к так называемым фиатным деньгам, таким как доллар США или евро. Но когда Facebook объявил, что предложит стабильную монету своим более чем 2 миллиардам пользователей, Конгресс обратил на это внимание. Криптовалютные амбиции компании представляли собой не просто новый продукт – это был  вызов власти правительства.

Хотя стейблкоинам еще предстоит стать мейнстримом, уже сейчас они являются важной частью криптовалютной отрасли. Такие токены, как USDT Tether и USDC Circle, защищают от волатильности, а также позволяют трейдерам избежать комиссий при переводе денег в традиционную валюту. Кроме того, стейблкоины помогают обойти налоговые и правовые режимы, вступающие в силу всякий раз, когда клиент соприкасается с так называемыми «фиатными рельсами», на которых работают традиционные банки.

Все это происходит на фоне того, что Казначейство США стало более чувствительным к угрозам своему суверенитету, в том числе к попыткам геополитических соперников России и Китая ослабить роль доллара как мировой резервной валюты. При этом американские антагонисты были бы рады тому, чтобы Биткоин или другая криптовалюта заменили доллар в мировой торговле. Эти геополитические соображения помогают объяснить негативную реакцию на проект Facebook Libra (и на криптовалюту в целом).

Политическая реакция нейтрализовала Libra, однако более широкий рынок стейблкоинов продолжает процветать. Сегодня его рыночная капитализация составляет около 155 миллиардов долларов, а на сделки со стейблкоинами приходится более 70% всех криптовалютных транзакций в день. И это может быть только началом. Компания Circle, второй по величине эмитент стейблкоинов, сообщила своим инвесторам, что к 2023 году стоимость USDC в обращении может достичь 194 миллиардов долларов, что соответствует ВВП Греции.

В итоге стейблкоины стали главной целью запоздалой попытки федерального правительства установить контроль над криптовалютными рынками.

Важным моментом в этой стратегии стал отчет, опубликованный в ноябре 2021г. Рабочей группой американского президента. Документ под названием «Отчет о стейблкоинах» призвал Конгресс принять законы, требующие от эмитентов стабильных цифровых валют действовать в качестве банков и ограничивать их «связь с коммерческими организациями».

Таким образом, регулирующие органы США рассматривают криптовалюту как угрозу финансовому статусу-кво и считают, что стейблкоины являются ключом к ее уничтожению. Зехави утверждает, что стратегия администрации Байдена состоит в том, чтобы задушить рынок стейблкоинов посредством регулирования; Правительство полагает, что это может открыть новые возможности для сбора налогов, а также замедлить рост более широкого рынка криптовалют. Это связано с тем, что стейблкоины представляют собой инструмент, который криптотрейдеры используют для входа и выхода из позиций, поэтому новые ограничения на стейблкоины, вероятно, создадут проблемы для трейдеров и сделают торговлю другими видами криптовалют неудобной или дорогой.

Регуляторы США могут издавать законы, но при этом сами они также ограничены законом. То, что они хотят сделать, не всегда совпадает с тем, что они могут.

По мнению многих юристов, SEC не имеет четкой юрисдикции в отношении стейблкоинов, поскольку они не являются ценными бумагами. В отличие от акций (или, если на то пошло, большинства криптовалют) люди не приобретают стейблкоины в надежде получить прибыль — это один из ключевых факторов в любимом SEC «тесте Хоуи» для определения того, является ли что-то инвестиционным контрактом. Поскольку стоимость стейблкоинов остается постоянной, доказать, что они являются инвестицией, трудно.

По словам Брито из Coin Center, юридический статус стейблкоинов больше похож на деньги, используемые в транзакциях PayPal или Venmo. В таких транзакциях клиенты не отправляют друг другу настоящие доллары, а полагаются на то, что компании дебетуют или кредитуют их счета, используя собственные средства. Доллар, отправленный через Venmo или стейблкоин, служит деньгами, но это не означает, что он рассматривается как инвестиция, контролируемая SEC.

Вопрос о том, кто действительно может регулировать стейблкоины, поднимался в отчете президентской рабочей группы, опубликованном в ноябре прошлого года. В документе, который станет предметом слушаний в Конгрессе 8 февраля, отмечается, что SEC заявила, что стейблкоины могут быть классифицированы как ценные бумаги, но добавляется, что другое агентство — Федеральная резервная система — рассматривает стейблкоины как банковские депозиты, подпадающие под ее юрисдикцию.

По мнению таких экспертов, как профессор Колумбийского университета Джош Миттс, у ФРС шансов больше, чем у Комиссии по ценным бумагам и биржам.

«Если дело дойдет до драки, ФРС победит», — считает он.

Судя по всему, ФРС уже одержала верх. Администрация Байдена намерена установить контроль над рынком стейблкоинов — и, возможно, над более широкой индустрией криптовалют — через ФРС и два родственных банковских учреждения: Управление валютного контролера (OCC) и Федеральную корпорацию страховых депозитов (FDIC), оба из которых имеют огромную власть над банками страны.

«Есть множество способов, при помощи которых эти банковские регуляторы могут задушить криптовалюту», — говорит Мэри Бет Бьюкенен, бывший прокурор США, а теперь главный юрист криминалистической фирмы Merkle Science.

В качестве подтверждения того, что ФРС закручивает гайки криптоотрасли, можно привести ее отношение к Kraken и Avanti, двум криптовалютным компаниям, получившим государственные банковские хартии в штате Вайоминг. Более года назад эти фирмы подали заявки на получение так называемого мастер-счета в центральном банке, необходимого для федеральных банковских операций, однако ФРС до сих пор отказывается их обрабатывать, ссылаясь на то, что они являются «новыми» и «прецедентными».

Между тем, OCC отклонило заявки на получение федеральных банковских хартий от других криптовалютных компаний.

В результате банковские регуляторы готовы добиться того, чего хотят — заставить стейблкоины войти в традиционный банковский режим и при этом не предоставить места за столом переговоров криптовалютным компаниям.

«Они собираются просто отдать это крупным банкам», — говорит один из бывших топ-менеджеров Уолл-стрит, который сейчас возглавляет криптовалютную компанию:

 «Это настоящая афера JP Morgan».

Если описанная выше ситуация верна и банковские агентства действительно вступают в сговор, чтобы поставить на колено криптоотрасль, такое происходит уже не в первый раз.  При предыдущей администрации FDIC, OCC и другие работали над проведением «Операции Chokepoint» — противоречивой инициативы, в ходе которой агентства расширили свои регулирующие полномочия, чтобы наказать микрофинансовые организации и продавцов огнестрельного оружия. Некоторые в криптоиндустрии опасаются, что сейчас агентства повторяют эту стратегию в отношении криптовалюты.

Многое указывает на то, что банковские агентства уже начали использовать свою власть против криптоотрасли. Недавно бывший комиссар CFTC предположил, что происходит «теневой дебанкинг криптовалюты». Такой  комментарий он сделал в ответ на твит изобретателя протокола Uniswap, в котором сообщалось, что JP Morgan внезапно закрыл свои банковские счета.

В любом случае признаки того, что банки кружат вокруг рынка стейблкоинов, уже присутствуют. К примеру, банковский гигант Barclays оплачивает продвижение исследований о том, что «гибридный» подход лучше всего подходит для стейблкоинов, где счетами будут управлять и эксплуатировать лицензированные поставщики финансовых услуг, такие как коммерческие банки.

Возможности для банков могут быть огромными. Генеральный директор криптовалютной компании MicroStrategy Майкл Сэйлор, считает, что стейблкоины скоро выйдут из своей крипто-ниши и станут удобным инструментом для таких компаний, как Amazon, Apple и Exxon, для управления их международными казначейскими обязательствами.

Если Сейлор и другие правы, федеральные регуляторы сейчас преподносят индустрию стейблкоинов на блюдечке крупным банкам. Вполне возможно, что к концу года такие компании, как Circle и Paxos, могут стать дочерними компаниями JP Morgan и Bank of America, у которых есть деньги для их приобретения и документы для работы в жестко регулируемом пространстве.

Тем не менее, предрешено пока не все.

«Это будет серьезная битва», — говорит руководитель компании-оператора стейблкоинов, признающий, что на данный момент преимущество на стороне банков.

Банковское лобби господствует уже более века, поэтому маловероятно, что криптоиндустрия — или кто-либо еще — вытеснит их в ближайшее время. Тем не менее, в прошлом году криптовалютный мир начал завоевывать союзников в Конгрессе благодаря растущему числу миллионеров и миллиардеров в его рядах, а также изощренной кампании, проводимой его основной лоббистской группой, Blockchain Association.

Между тем, в последние два года наблюдается расцвет алгоритмических стейблкоинов — технологии, подобной биткоину, которая предлагает токены стоимостью в 1 доллар, похожие на токены Circle или Tether, но без централизованного корпоративного эмитента. Вполне возможно, что эти стейблкоины смогут оставаться на шаг впереди в игре между регуляторами и криптоиндустрией.

На данный момент администрация Байдена, похоже, полна решимости продвигать свой план по укрощению криптоиндустрии, передав контроль над стейблкоинами банкам. И банки готовы внести свой вклад: в этом месяце индустрия объявила о создании консорциума, который поможет своим членам чеканить и использовать стабильные монеты.

Как вы думаете, станут ли все стейблкоины подконтрольны банкам? Поделитесь своим мнением в комментариях ниже.

Государство и общество

Ждем новостей

Нет новых страниц

Следующая новость