Как государства регулируют криптовалюты

Делитесь и голосуйте:

Содержание статьи:

  1. США
  2. Япония
  3. Евросоюз
  4. Канада
  5. Китай
  6. Австралия
  7. Россия
  8. Украина
  9. Беларусь

Криптовалюты прочно вошли в повседневную жизнь, в корне изменив мировую финансовую систему. Несмотря на то, что количество транзакций с криптовалютами продолжает активно расти, правовой статус цифровых денег остается неопределенным: в одних странах криптовалюты признаны официальным платежным средством, в других - считаются незаконными.

Каждой отдельной стране присущи свои особенности правового регулирования, поэтому подход к созданию законодательной базы у всех разный. Это касается и отдельных аспектов регулирования, за которые отвечает конкретный внутренний орган в зависимости от компетенции.

Правовое регулирование в США одно из самых сложных в связи с особенностями правовой системы государства. В США существует две формы регулирования: федеральное право и право штатов. При этом, регуляторы не придерживаются единой точки зрения касаемо правового статуса виртуальных валют.

Компетенция регулирования криптовалютной деятельности, кроме вопросов налогообложения, принадлежит Сети по борьбе с финансовыми преступлениями (FinCEN). В 2013 году FinCEN выпустил руководство, определяющее компании, которым необходимо зарегистрироваться в качестве операторов по переводу денежных средств.

Первый законодательный акт, регулирующий налогообложение криптовалют в США, был выпущен в 2014 году Службой внутренних доходов США (Internal Revenue Service). Служба опубликовала руководство, определяющее криптовалюту как собственность, а операции с ней должны облагаться соответствующим налогом. Это касается как биржевых торгов, так и майнинга.

Первым штатом, разрешившим использование криптовалют на законодательном уровне, стала Калифорния. В начале 2015 года штат выпустил закон, позволяющий любым юридическим и физическим лицам участвовать в обороте денег, отличных от принятых законом денежных средств, но криптовалютный бизнес остался без регулирования.

В августе того же года Департамент финансовых услуг штата Нью-Йорк ввел лицензию на ведение криптовалютного бизнеса BitLicense. США определяет криптовалюты как деньги, как собственность и как биржевые товары.

Отправной точкой для правового регулирования виртуальных валют послужил обвал печально известной криптобиржи Mt.Gox в 2014 году. Тогда была организована негосударственная Комиссия по цифровым валютам Японии (The Japan Authority of Digital Asset), задачей которой было защищать интересы представителей криптобизнеса. Агентство финансовых услуг было уполномочено регулировать деятельность компаний, совершающих операции с криптовалютами.

В 2016 году законодательная власть Японии одобрила законопроект, присваивающий биткоину статус законного средства платежа. Впоследствии японский парламент на законодательном уровне определил криптовалюту как ценность, а не средство расчетов.

Ключевой переворот для крипторынка произошел в 2017 году, когда криптовалюты официально были признаны законным способом оплаты товаров и услуг, что поставило виртуальные монеты наравне с фиатными валютами страны.

Не менее прогрессивно к вопросу регулирования подошел Европейский Союз. Еще в 2012 году Европейский центральный банк (European Central Bank) в своем отчете заявил, что классическое регулирование финансового сектора не может быть применимо к криптовалютам. После длительного периода неопределенности ЕЦБ постановил, что криптовалюты не являются валютой как таковой, поэтому широкое принятие цифровых монет может помешать регуляторам контролировать денежный оборот. «Цифровые валюты» (такое название носят криптовалюты в ЕС) рассматриваются как средство обмена.

Комитет Европарламента по экономическим и монетарным вопросам (European Parliament’s Committee on Economic and Monetary Affairs) заявил, что не следует непосредственно регулировать криптовалюты, но возможно будет установлено регулирование в соответствии с действующими нормами для противодействия незаконным денежным операциям.

В ноябре 2015 года Европейский суд постановил, что криптовалюта не является товаром, а ей следует присвоить статус платежного средства. В результате сделки на покупку и продажу криптовалюты не могут облагаться налогом на добавленную стоимость.

Канада считается одной из самых прогрессивных стран в отношении регулирования криптовалютной деятельности. Более того, она занимает второе место в мире по количеству криптоматов (биткоин-банкоматов). Государственные органы приняли решение по созданию национальной виртуальной валюты, который будет цифровым аналогом канадского доллара.

В 2014 году Банк Канады (Bank of Canada) указал, что виртуальные монеты не попадают под современное определение денег. Деятельность торговых площадок регулируется Канадским центром анализа финансовых операций и отчетности (Financial Transactions and Reports Analysis Centre of Canada), в котором должны зарегистрироваться биржи для проведения сделок с криптовалютами.

В 2015 году Постоянный комитет сената по банковскому делу, торговле и коммерции постановил, что лучшая стратегия - наблюдение за развитием криптовалютного сектора, а регулирование должно вводиться лишь при необходимости.

В 2013 году Управление денежного обращения Гонконга (Hong Kong Monetary Authority) присвоило биткоину статус виртуального товара и заявило, что не собирается регулировать криптовалюту. Гонконг является отдельным административным районом Китая.

После закрытия гонконгской биткоин-биржи в 2015 году Бюро финансовых услуг и казначейства (Financial Services and the Treasury) заявило, что в регулировании торговли криптовалютой нет необходимости.

За проведение операций в остальных регионах отвечает Народный банк Китая, который постановил закрыть счета китайских компаний, работающих с криптовалютами.

Государственные органы Австралии стремятся подготовить благоприятную почву для развития криптоиндустрии и планирует внедрить блокчейн-разработки в различные сферы государственного регулирования, например, управление наземным транспортом.

Резервный банк Австралии (Reserve Bank of Australia’s) признал криптовалюту как альтернативный платежный инструмент для иностранных валют и платежную систему. Комиссия по ценным бумага и инвестициям Австралии отказался рассматривать криптовалюту в качестве финансового продукта, а деятельность, в том числе майнинг, не подлежит обязательному лицензированию.

Налоговая служба Австралии контролирует налогообложение. В стране действует стандартная система налогообложения для криптовалют: цифровые монеты облагаются налогом на прибыль и подоходным налогом. Работодатели могут выплачивать сотрудникам заработную плату в криптовалюте при наличии соответствующего договора.

Хуже обстоит дело с российским регулированием. В отношении криптовалют не угасают споры, а процесс больше напоминает езду по ухабам. Несмотря на принятие закона «О цифровых финансовых активах» в 2018 году, статус криптовалют продолжает быть неопределенным. Представители государственной власти объясняют это тем, что криптовалюты не являются настолько популярными, поэтому нет необходимости в регулировании.

В Российской Федерации регулирование криптовалют осуществляется Минфином и центробанком. Последний рассматривает возможность создания собственной национальной цифровой валюты, о чем заявила представитель ЦБ Ольга Скоробогатова.

Первым решением Национального банка Украины было признать криптовалюты денежным суррогатом, которые не имеют реальной стоимость и должны быть запрещены к использованию. Позднее был подписан меморандум о запуске децентрализованных онлайн-аукционов на муниципальных и областных уровнях и представлена концепция портала электронного правительства E-Ukraine.

В октябре 2017 года Верховная Рада Украины выпустила законопроект, который признает криптовалюту объектом права собственности и вводит налогообложение в соответствии с действующим законодательством.

Республика Беларусь стала первой в мире страной, которая полностью легализовала использование криптовалют. В конце 2017 году выпущен декрет «О развитии цифровой экономики». Основная цель законопроекта - привлечь зарубежных представителей в IT-индустрию Беларуси.

Согласно декрету, операции с токенами не считаются предпринимательской деятельностью и не облагаются налогом. А майнинг и биржевая торговля относится к приоритетным направлениям Парка Высоких Технологий.

Государство и общество

Ждем новостей

Нет новых страниц

Следующая новость