Немного политики: почему Китай за блокчейн и против биткоина

Делитесь и голосуйте:

Криптовалютное сообщество оправляется от жестких мер Китая и пытается предсказать следующие действия Пекина. Политика китайских властей далеко не прозрачна, поэтому можно только предполагать, как долго могут продлиться новые запреты в отношении бирж биткоина и продаж токенов.

Тем не менее, если мы будем рассматривать действия Китая в контексте его более широких геополитических намерений, мы можем по крайней мере понять, что поставлено на карту, а также какие долгосрочные проблемы и возможности создаются для индустрии криптовалют и блокчейна.

Примем во внимание следующее:

Народный банк Китая подошел гораздо ближе к выпуску государственной цифровой валюты, чем любой другой Центробанк в мире. Он уже создал собственный исследовательский институт, изучающий цифровые валюты, и назначил его главой человека, который открыто обсуждает возможность создания государственной цифровой валюты с криптовалютными СМИ.

Желание Китая прекратить глобальное доминирование доллара США стало более явным, как и у других членов международной коалиции БРИКС (Бразилия-Россия-Индия-Китай-Южная Африка). Президент России Владимир Путин, выступая после встречи БРИКС в китайском городе Сямынь в этом месяце, сказал, что группа будет работать вместе «для преодоления чрезмерного господства ограниченного количества резервных валют».

В отличие от своей осторожности в отношении биткоина, Китай стремится к распространению технологии блокчейна. Правительством и частными компаниями были созданы различные консорциумы высокого уровня для разработки и внедрения технологии распределенного реестра. Министерство информационных технологий Китая поддерживает новую лабораторию блокчейна, созданную через несколько дней после запрета работы бирж биткоина.

Согласно своей инициативе «Один пояс и один путь», на реализацию которой уйдет около 900 миллиардов долларов для создания наземных и водных маршрутов, охватывающих 65 стран, Китай инициирует один из самых крупнейших в мире планов по развитию международной торговли и инфраструктуры (по типу плана Маршалла), нацеленный на распространение экономического и политического влияния за рубежом.

Ясно, что китайское правительство хочет развивать международную торговлю на своих условиях и прекратить финансовую, экономическую и политическую гегемонию США. С появлением президента Трампа и его политики «Сначала - Америка», а также нежелания новой администрации решать вопросы дипломатическим путем, что весьма злит союзников США, у Пекина появилась возможность взять бразды правления в свои руки.

Учитывая инвестиции страны в индустрию, очевидно, что китайские власти рассматривают технологию блокчейна как полезный, устраняющий посредника, инструмент для продвижения своих региональных интересов, особенно в торговле. Например, много было сделано для того, чтобы включить умные контракты, токены и другие аспекты технологии блокчейна в системы управления цепочками поставок, которые повышают уровень обмена информацией и эффективность.

Решения на основе блокчейна станут еще более жизнеспособными благодаря высокотехнологичным обновлениям, поддерживаемым китайцами в области управления цепочками поставок. Одним из таких нововведений, анонсированных на саммите в Сямыне, стала сеть БРИКС E-Port, которую группа назвала «интегрированной электронной платформой для обработки и мониторинга трансграничного перемещения товаров и транспортных судов на уровне портов».

Более агрессивно Китай мог бы использовать эту технологию, чтобы повлиять на интересы США и доминирование доллара. Уже известно, что Китай и Россия сотрудничают в вопросе размещения ценных бумаг на базе блокчейна. Не сложно представить, как правительства этих двух стран могут создавать решения на основе блокчейна. Это может быть комбинация из умных контрактов и мультиподписных счетов условного депонирования, которая позволит их импортерам и экспортерам урегулировать торговые долги посредством межвалютного процентного свопа.

Это может положить конец роли доллара в качестве промежуточной валюты, когда экспортеры или импортеры хотят защитить себя от неблагоприятных изменений в курсах своих национальных валют. Это устранило бы банки-посредники с Уолл-стрит, сократило транзакционные издержки и подорвало систему триангуляции, которая дала США большое влияние на торговлю.

Это далеко не единственная причина, по которой Китай и Россия изучают цифровую валюту, но справедливо сказать, что государственные цифровые валюты сделают двусторонние своп-решения более жизнеспособными. Для США подобное начинание может стать весьма критичным.

Если китайскому и российскому бизнесу больше не нужно будет проводить торговые платежи в долларах, их правительствам, возможно, также не придется держать доллары в качестве резервной валюты. Между тем, если это торговое решение, исключающее посредников, сработает, большинство других стран, несомненно, последуют этому примеру.

Американцам будет очень неприятно лишиться доминирующей роли доллара и преимуществ (например, низких процентных ставок), которые они от нее получали последние 70 лет.

Итак, означает ли это, что Китай восстанет из пепла и получит статус сверхдержавы? Не обязательно.

Основная причина исключающая такой вариант развития событий, заключается в том, что нынешняя закрытая экономическая система Китая ограничивает возможности инноваций. Китайские компании отлично умеют копировать идеи других, но в целом они не великие изобретатели (за исключением передовых достижений в области солнечных технологий и платежей). Закрытые плановые экономики не поощряют открытые инновации, невозможно отдать приказ изобретать посредством государственной диктатуры.

В этом случае шаги Китая против ICO и биткоина могут иметь неприятные последствия. Оба явления станут частью новой глобальной системы свободных от ограничений инноваций. В этой системе разработчики могут монетизировать новые децентрализованные приложения и получать прибыль от сотрудничества, а не полагаться на ограничительную, юридическую защиту интеллектуальной собственности.

Понятно, что главные плановики Китая расстроены этим, казалось бы, анархическим миром идей краудфандинга, который они не контролируют. Именно поэтому большинство исследований блокчейна в Китае сосредоточено на технологии распределенного реестра, которую правительство может использовать в своих интересах.

Тем не менее, снижая мощь неограниченных инноваций с открытым исходным кодом, Китай отказывается от новых идей и динамических решений, которые ему необходимы для опережения Запада.

Парадоксально, что выживание Коммунистической партии зависит от неустанного, продолжающегося экономического роста, с одной стороны, и контроля над информацией, денежными потоками и идеями, с другой. Но вы не можете достичь первого, если не имеете последнего. В конечном счете, Китай не сможет конкурировать с биткоином и его преемниками, поскольку они провоцируют появление децентрализованной, устойчивой к цензуре системы обмена, которая способствует созданию глобального, самовозобновляющегося пула уникальных инноваций.

Учитывая текущие приоритеты политики администрации Трампа, США вряд ли будут победителем в этой борьбе. Но и Китай тоже им не станет, если продолжит действовать в соответствии со своим нынешним курсом. Век криптовалют предоставляет преимущества странам, компаниям и частным лицам, которые работают в рамках системы открытого доступа, с приоритетами на права и свободную торговлю – на принципы, на которых изначально была построена гегемония США.

Государство и общество

Ждем новостей

Нет новых страниц

Следующая новость