Биткойн 2.0: свободу сайдчейнам

Делитесь и голосуйте:

Венчурные капиталисты пускают слюни по поводу потенциала цифровых валют. “Криптовалюты  станут пятым слоем протокола Интернет, что выведет сеть на новый уровень”, говорит Навал Равикан. “Наш инвестфонд будет сфокусирован в 2014 году на блокчейн-технологиях,” соглашается Фред Вилсон. Да и Андреессен Горовиц заметно усилил свой интерес к Биткойну.

Даже если вы не верите в Биткойн как валюту и скептически относитесь ко всему, что её окружает, вы можете подумать: ну да, многие очень умные и успешные люди  думают, что технология, лежащая в его основе, является очень большим делом. Но, как говорят многие, есть ведь большая разница между технологией блокчейна и самим Биткойном, правильно?

… А вот и не совсем.

Краткое техническое напоминание: “блокчейны” — это технология распределенной сети, которая была представлена миру загадочным Сатоши Накамото.  Одноранговая сеть используется для кодификации и криптографической проверки транзакций, и не имеет какого-либо центрального руководства. Более того, биткойн-транзакции могут описывать не только денежные переводы, но и контракты произвольной сложности — с помощью дополнительного специального программного обеспечения.

Биткойн — это одновременно и первая, и наиболее успешная реализация блокчейна. Но ведь существует очень, очень много других “криптовалют,” известных как “альткойны”. Более того, существует множество других, нефинансовых приложений, которые строятся на базе блокчейна. Также есть новые блокчейны, наиболее заметны из которых Неймкойн и Эфириум. И есть предложения, расширяющие Биткойн и продолжающие его возможности — ZeroCoin, MasterCoin, Colored Coins и другие.

О Моськах и Слонах

Я понимаю, что для всех тех, кто не вложился в криптовалюты, мои речи звучат, как набор заумной гиковской чепухи. Именно в таком духе, скептики высказывались по поводу выступления Навала Равикана на последнем собрании TC Disrupt:

Так что, продолжая эту метафору, представим на мгновение, что сейчас 1995 год, и  вы только начали знакомство с компьютерными сетями. Через год или два, эти чудаки-ботаны, которые на любой вечеринке усаживаются в угол и начинают толковать про свои заумные “HTTP”, “HTML” и “куки”…создадут вещь, которую все мы сейчас называем “веб.”

Да-да. Именно в такой ситуации мы сейчас перед Биткойном и его блокчейном. Конечно, полно и других блокчейнов, которые обеспечивают множество альткойнов. Есть тысячи их, и новые появляются практически ежедневно. Но блокчейны, как и социальные сети, получают огромную выгоду от сетевого эффекта. Именно наиболее популярный проект перетягивает на себя всю аудиторию и становится самым устойчивым, самым мощным, самым ценным. Какой смысл пользоваться малоизвестной соцсетью, если вся движуха кипит в Фейсбуке или VK? Так и блокчейн Биткойна является слоном криптовалютного мира, в то время как остальные не то что до Мосек, до блох в сравнении с ним не дотягивают. Сетевой эффект действует на альткойны, как купорос на насекомых — и дальше он будет только заметнее.

Но, с другой стороны, некоторые другие блокчейны реализуют интересные инновации. Неймкойн готов заменить структуру DNS. Эфириум — как общая платформа для разных блокчейн-технологий. Некоторые надеются на внесение изменений, связанных с блокчейном, в сертификацию для X.509. Соларкойны для солнечной энергии. Догекойн для тех, кто любит доводить любую идею до абсурда; и так далее, и так далее, и так далее. Блокчейн Биткойна, несмотря на (или как раз из-за)  мегаватт затраченной на него энергии становится слишком инерционным. Он медленно изменяется, стал заложником собственного успеха, что препятствует инновациям…

И тут появляются сайдчейны

…По крайней мере, я так и думал, пока не встретился с Остином Хиллом и Адамом Беком. Остин Хилл – это основатель и бывший директор  компании Zeroknowledge («система с нулевым доказательством”). Это был многомиллионный стартап, который опередил своё время на 15-20 лет. Бек же разработал алгоритм “Хэшкэш”, который и лег в основу биткойн-майнинга. Другими словами, у них есть значительный авторитет.

И сейчас, они скрытно строят стартап “блокчейн 2.0?, основанный на такой новой концепции, как “сайдчейны.” Сайдчейны (боковые цепочки) — это новые блокчейны, которые тесно интегрированы с блокчейном Биткойна. В частности, все монеты в этих цепочках  подкреплены биткойнами, которые были зарезервированы на основном блокчейне Биткойна через специальные контракты. Точно так же, как доллары или фунты когда-то были подкреплены блестящим, холодным золотом, на которое и обменивались. Вы в принципе, можете “привязать” к Биткойну тысячи сайдчейнов, все с различными характеристиками и целями. Все они смогут пользоваться преимуществами ограниченной эмиссии, и надежности, которые предоставляет блокчейн Биткойна. Это, в свою очередь, даст возможность реализовывать экспериментальные возможности сайдчейнов, как только их разработали и испытали.

Если сайдчейны войдут в практику, хотя это потребует некоторых изменений в основном протоколе Биткойна — это очень сильно подкосит все существующие альткойны. Не удивительно, что предложение встретило ожесточенную критику со стороны сторонников различных альткойнов. Не стал исключением и Виталик Бутерин, ведущий разработчик Эфириума, который утверждает, что сайдчейны требуют не только разового изменения протокола. “Также потребуется активная помощь не менее 50% всех операторов майнинг-пулов Биткойна”.

Почему нам вообще нужно об этом думать? Есть две основные причины. Во-первых, если Равикант, Вилсон, Андрессен, Хилл, Бек, и другие разработчики правы, то в долгосрочном периоде, основанные на блокчейне криптовалюты могут стать основой всей нашей экономики. Хилл говорит: “Я хочу построить технологию, по которой национальные государства смогут создавать и запускать свои национальные криптовалюты. В ходе ее внедрения, постепенно уйдут в прошлое устаревшие денежные системы, не основанные на математике — например, бумажные и электронные доллары.”

А вот как Баладжи Шринивасан из фирмы Андрессена Горовица описывает другую, но тоже очень амбициозную идею:

Во-вторых, как нам известно, в реальном мире недостаточно просто обещать “не делать зла” (слоган Google). Зато, теперь можно построить основанную на криптотехнологиях компанию, которая, на самом деле, чисто технологически не сможет творить зло. Такая компания может быть ограничена договорными обязательствами, изначально встроенными в её блокчейн или блокчейны.

И приходят криптокорпорации

Распределенный характер Биткойна позволяет людям говорить об автономных корпорациях, в основе деятельности которых лежит блокчейн. Это звучит, словно фантастика — совместная выдумка Кафки и Гибсона. В то же время, компания, которая стремится выполнять свои обещания, может скрепить их криптографически заверенным контрактом. Такая компания более достойна доверия общественности, чем обычная корпорация, каков бы не был ее пиар — ведь этот пиар ничем не подкреплен.

Всё это, конечно, рискованные спекуляции, размышления о сказочной стране. Но… только до тех пор, пока не существует программного кода, который сделает всё вышеперечисленное – реальностью.  Что же интересует меня в сайдчейнах больше всего? То, что они помогают всей экосистеме блокчейна, и ускоряют инновации. И мне всё ещё очень любопытно, что же там Хилл и Бек держат в секрете до официального запуска своего стартапа (нет, они об этом мне не рассказали). Интересные наступают времена.

Источник: techcrunch.com Автор: Jon Evans

Государство и общество

Ждем новостей

Нет новых страниц

Следующая новость